—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 8] : ’отелось бы получше... √л. 3. Ёлектрические €влени€. І16-22
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 10.04.2010, 02:08 | ѕросмотров ѕросмотров (8360) | ѕечать ѕечать

’отелось бы получше... √л. 3. Ёлектрические €влени€. І16-22

’ќ“≈Ћќ—№ Ѕџ ѕќЋ”„Ў≈... («амечани€, дополнени€, исправлени€, неточности в уч. пособ. ‘-8кл., ћн. "Ќар.асв.". 1998г.)

‘изика 8

√Ћј¬ј III. ЁЋ≈ “–»„≈— »≈ я¬Ћ≈Ќ»я. 

           ¬о введении нельз€ не упом€нуть об электротехнике. ¬едь с неЄ, электротехники, всЄ начиналось. Ёто можно сделать, например, так.

            ¬озникла специальна€ наука – электротехника, изучающа€ методы и средства использовани€ электрических и магнитных €влений в технике. Ёлектротехника и различные еЄ области – электросв€зь, радиотехника, электропривод, электроника и др. позволили разработать и затем использовать различные методы преобразовани€ неэлектрических величин в электрические и создать электрические приборы дл€ контрол€, управлени€ и автоматического регулировани€ любых производственных процессов. Ѕез электротехнических устройств и приборов в современных услови€х невозможно получать и передавать сигналы или информацию, регулировать температуру, давление, концентрацию, плотность газовых и жидких сред. Ѕлагодар€ исследовани€м в электротехнике созданы и широко используютс€ быстродействующие вычислительные машины, электроизмерительные приборы, системы управлени€ техническими и другими объектами. Ѕез знани€ основ электротехники нельз€ быть хорошим специалистом, в какой бы области человек не работал. ¬ насто€щее врем€ созданы разнообразные устройства с электронными, полупроводниковыми и эл.-магнитными элементами, автоматические промышленные роботы и манипул€торы. — их помощью совершенствуютс€ технологические процессы, системы управлени€, контрол€ информации. Ѕез использовани€ электротехники немыслимы были бы успехи в медицине, биологии, экологии и др. отрасл€х науки.

§ 16. Ёлектризаци€ тел. ¬заимодействие зар€женных тел

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ѕлутарх (1 в.н.э.) и древние греки знали об электрических свойствах €нтар€.

            2. ѕри контакте разных тел

                       а) они оба  приобретают зар€д;

                       б) возникающие электрические силы очень быстро уменьшаютс€ с рассто€нием;

                       в) наэлектризованные тела взаимодействуют дво€ко – два вида электричества (ƒюфе).

            3. ѕочему два рода зар€дов называют положительным и отрицательным? (‘ранклин)

            4. ƒействие электроскопа и электрометра основано на взаимодействии зар€женных тел.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

           —.55, абзац 3. ƒл€ учител€. ¬р€д ли значение электрической силы стало больше в слу­чае воздействи€ на трубу. Ќо результат иной, т.к. дело не в силе, а в моменте этой силы.

           —.55, абзац 3. “о, что сила убывает с увеличением рассто€ни€ в этом воз­расте банально. ƒобавив "очень быстро убывает", есть возможность намекнуть на квадратичную зависимость силы от рассто€ни€.

           „то такое наэлектризованное тело, зар€женное тело остаЄтс€ не до конца вы€сненным. ¬ отношении электрического зар€да говорилось в замечани€х в общей части экспертного заключени€.

           —.56, абзац 2, рис.51. ¬р€д ли из-за неоднородности пол€ можно практичес­ки добитьс€ того, что изображено на рис.51 и о чЄм говоритс€ в сопровождающем тексте.

           —.57 и весь текст. Ќапомним, тема названа "Ёлектризаци€ тел".  ћомент, св€занный с зар€дкой электроскопа (рис.52). Ёто ещЄ один способ электризации тел и отнюдь не трением. Ќеобходимо чЄтко разграничить основные механизмы приобрете­ни€ телами электрического зар€да, т.е. электризации.

           ¬ рассматриваемых электрических €влени€х нет и намЄка на закон сохранени€ электрич. зар€да. ј ведь, сославшись на результаты опыта (их здесь приведено достаточно), это легко можно было бы сделать. »меетс€ ввиду только первичное предъ­€вление закона, не относ€ это положение к уровню требований. ≈сть возможность об­ратить внимание уч-с€ на равенство возникающих при электризации трением зар€дов и в главных выводах.

§ 17. ѕроводники и диэлектрики

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ќпыты по исследованию проводимости вы€вили две группы веществ.

            2. ¬ диэлектриках перемещение зар€дов затруднено. ѕримеры...

            3. ¬ проводниках перемещение зар€дов возможно. ѕримеры...

                       а) Ќаше тело – проводник.

                       б) ¬оздух – диэлектрик.

            4. »деальных диэлектриков нет! Ќекотора€ проводимость есть у всех веществ.

            5. ѕровод€щие свойства среды завис€т от внешних воздействий: излучений, температуры...

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

           —.58, абзац 3. Ќеобходимо привести этимологию слова "диэлектрик", хот€ бы ссылкой внизу текста.

           —.58, абзац 4. —реди проводников, конечно, важно упом€нуть землю, тем бо­лее это затем используетс€ на с.59.

           —.58, абзац 5 (последн.). ” думающих уч-с€ возникает вопрос, как попадает зар€д на листочки из диэлектрика. ќтвета не найдЄм, даже изучив следующий §18.

           ћетодически важно уже здесь, в конце параграфа, упом€нуть о полупроводниках, тогда по€вление темы "ѕолупроводники" не будет неожиданным.

           √лавный вывод 3. »спользуемое при определении диэлектриков слово "затруднЄно" имеет очевидный относительный характер: насколько, по сравнению с чем. ѕоэтому дан­ное определение не может быть корректным. “ем более, существует €вление пол€риза­ций диэлектриков; поэтому говорить надо о направленном перемещении зар€да в обычных услови€х!

§ 18. Ёлектризаци€ через вли€ние

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ќпыты по взаимодействию наэлектризованного тела и ненаэлектризованного, их объ€снение.

            2. ƒальнейшие опыты по электризации вли€нием: перераспределение зар€дов в теле.

            3. ѕерераспределение зар€дов (электрост. индукци€) и природа молнии.

            4. Ѕ.‘ранклин и молниеотвод, стекание зар€да через молниеотвод.

            5. Ёлектрофорна€ машина (’YIII в.) – источник электрических зар€дов.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

           —.61, абзац 2. „то есть "ближн€€ часть тела"?

           —.62, абзац 2. —овершенно непон€тно к чему относитс€ введЄнное пон€тие электростатической индукций: к проводникам, к диэлектрикам, или к тем и другим одноврем.

           —.62, абзац 3. √овор€ об электризации значительным электрич. зар€дом (отриц.) нижней части облаков, интересно, а что при электризации приобретает равный полож. зар€д?

           —.63, контр. вопр. 2. ћожно смело пометить "совой", в тексте нет и намЄка на ответ.

§ 19. Ёлектрический зар€д

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. —ложность ответа на вопрос «„то такое электрический зар€д?»

            2. Ёл. зар€д дискретен – существует его наименьша€ порци€.

            3. ќткрытие электрона “омсоном и опыты ћилликена и »оффе по определению элементарного зар€да.

            4. ѕротон ещЄ одна частица-носитель положительного элементарного зар€да.

            5. «ар€д не частица(!), а характеристика (величина), определ€юща€ электрическое взаимодействие.

            6. 1 кулон (1  л) – ед. электр. зар€да – очень большой зар€д.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

           Ќазвание параграфа нужно дополнить: "Ёлектрический зар€д. Ёлектрон. ѕротон", т.к. заглавие должно отражать содержание темы.

           –анее уже отмечалось некое несовершенство введение пон€ти€ "электрический за­р€д". ”читыва€, что люба€ величина выступает как количественна€ характеристика €в­лени€, либо мера свойств, необходимо более целенаправленно проводить эту мысль в отношении зар€да. «ар€д суть мера способности, свойства некоторых частиц к элек­трическому взаимодействию, а, значит, физическа€ величина.

§ 20. —троение атома

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            «амечание. ќчень информационно насыщенный параграф.

            1. Ёлектроны и протоны в атоме.

            2. ќпыты –езерфорда (1911 г.) по исследованию строени€ атома. ќднороден ли атом? (—равнение с поиском предмета в стоге сена.)

            3. ядро атома мало и массивно (99,9 % от массы всего атома).

            4. ѕланетарна€ модель атома.

            5. ¬ атомах число протонов = числу электронов.

            6. »оны – атомы, которые потер€ли или приобрели электрон(ы).

            7. »онизаци€ – образование положительных или отрицательных ионов.

            8. »онна€ проводимость жидкостей; наблюдение ионизации воздуха.

            9. Ёлектризаци€ объ€сн€етс€ движением электронов.

            10. ‘изические свойства тел завис€т не только от строени€ атомов...

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

           —.68, абзац 2. Ќо что есть поперечник самого атома?

           —.68, абзац 4 (последн.). ¬место пон€ти€ орбиты электрона использовать по­н€тие электронной оболочки атома. –анее использование боровской модели атома ещЄ может быть оправданным, но при изложении современных сведений о строении атома (после того, как уже около 80 лет €сно, что в атоме нет и не может быть элек­тронных орбит) это недопустимо.

           —.69, абзац 1. ѕон€тие ионизации применимо и к молекуле. ќтрыв электронов может происходить и от молекулы. ћолекула есть соединение атомов и в этом смысле с ней может происходить то же самое, что и с отдельным атомом.

           √лавный вывод не современное знание (как звучит в нЄм), а этап в развитии наших представлений о строении атома - изменить в указанном духе.

           «десь, в этой теме в виде дополнительного материала к классическому объ€снению электризации, св€занному с переходом электронов с одного тела на другое, надо дать и иное объ€снение электризации как частичное разрушение нейтрализующей плЄнки и вы­€влени€ посредством трени€ собственного зар€да тела. (ƒанна€ красива€ гипотеза ни­кем не опровергнута.)

§ 21. Ёлектрическое поле

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ќсуществл€етс€ ли взаимодействие через воздух?

            2. ѕередача действи€ на рассто€ние известно: поле т€готени€ (гравитационное).

            3. Ёлектрическое поле – особое состо€ние пространства вокруг зар€женных тел.

            4. —уществует ли электрическое поле реально?

            5. ¬ажнейшие свойства электрического пол€:

                      1) объективно, про€вл€ет себ€ в действии на зар€д;

                      2) материально;

                      3) обладает энергией.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

           —.72, абзац 2. Ќо электроскоп!? “олько что говорилось о действии на элек­троскоп в опытах по электризации в предыдущих параграфах, да уже и в данной теме (см. предыдущий абзац). ≈го, пол€, действие мы ощущаем и в том случае, когда прове­р€ем качества "батарейки" и прикасаемс€ к еЄ контактам €зыком.

           —войство пол€ (важнейшее!) - действовать на зар€д - не выделено, размазано по тексту. ѕлохо, что нет речи о том, что электрическое поле можно изобразить, а изоб­ражению магнитного пол€ будет отведено достаточно много места. Ќет единства в подходах. ”ч-с€, кстати, говор€ о различии электрического и магнитного полей, отмеча­ли, что первое ...нельз€ изобразить.

§ 22. –азность потенциалов (напр€жение)

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ѕеремещение эл. зар€да в эл. поле аналогично перемещению тела в поле т€готени€.

            2. –абота эл. пол€ и приобретение энергии зар€дом завис€т:

                       а) от координат зар€да (нач. и кон. точек перемещени€);

                       б) от  эффективности пол€.

            3. Ќапр€жение – величина, котора€ характеризует работу эл. пол€.

            4. 1 вольт (1 ¬) = 1 ƒж / 1  л – единица напр€жени€.

            5. ≈щЄ раз об аналогии эл. пол€ и пол€ т€готени€: высокое(низкое) напр€жение и возможность совершени€ работы.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

           “ака€ постановка заглави€ неприемлема! Ќапр€жение представл€ет собой более широкое пон€тие по сравнению с разностью потенциалов. ѕравда, при изучении электрич. пол€, в котором действуют только кулоновские силы, разность потенциалов совпадает с напр€жением (φ1 φ2 = U1,2). ƒл€ доказательства выдвинутого выше тезиса требуетс€  отдельное место.

           —.74. ѕо существу параграф не содержит определение пон€ти€ напр€жение (как, впрочем, и разности потенциалов). ѕодход, когда "дл€ лучшего понимани€ этой величины познакомимс€ с международной единицей разности потенциалов (напр€жени€)", не может быть признан методически удовлетворительным, т.к. определение единицы следует из определ€ющей величину формулы, но не наоборот.


 лючевые слова  лючевые слова: физика 8, замечани€, дополнени€, электричество

ѕохожие новости
  • Ёкспертное заключение на уч. пособие "‘изика 8". І33-35
  • ‘изика 8 (2010). –ешение упражнени€ є13
  • Ёкспертное заключение на уч. пособие "‘изика 8". І30-32
  • ’отелось бы получше... √л. 1. –авномерное движение. І6-9
  • ’отелось бы получше... √л. 1. —троение вещества. “епловое движение. І1-8


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Toni :: ƒата 19.09.2015, 14:36 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Toni

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    Way to use the internet to help people solve prlesbmo!

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика