—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
  [‘»«. библиотека] : “рактат "‘изика"
| јвтор јвтор: ®птр Ћармеков | ƒата ƒата: 11.05.2010, 17:33 | ѕросмотров ѕросмотров (8369) | ѕечать ѕечать

“рактат "‘изика"

јвтор: јристотель
язык: –усский

“рактат "‘изика"
         ‘ундаментальный трактат јристотел€, заложивший основы физики как науки (в доклассическом, доньютонианском смысле). “рактат состоит из 8 книг. ‘изика впервые рассматриваетс€ не как учение о природе (греч. Φύση), а как наука о движении (греч. κίνησις), категори€ которого подразумевает врем€, пустоту и место. ¬ трактате јристотель полемизирует с элеатами, утверждавшими невозможность движени€.
          ≈динственный совет, который хотелось бы дать читателю "‘изики", - не уподобл€тьс€ тому ученому читателю, который любит указывать на ограниченность физического мышлени€ јристотел€, на его "поразительную слепоту" в отношении того, что этому читателю стало известно из современных школьных учебников. Ёто все равно, что упрекать китайского живописца классической школы, не использующего перспективы, за неправильное изображение пространства. Ћучше исходить из того, что јристотель вполне правильно понимал природу, но иначе, чем понимаем ее мы.  ак он ее понимал, вот в чем следует разобратьс€.
 “рактат "‘изика"
 ¬.¬. Ўкода комментирует:
          нига перва€. ¬ ней јристотель рассуждает о началах, поскольку вс€кое исследование пред-полагает вы€снение начал, причин и элементов. –ассматриваютс€ три вопроса: существуют ли начала, каковы они и сколько их. Ќачала отличаютс€ от элементов, и это не вполне €сно с современной точки зрени€. »звестные примеры первых начал, предлагаемые разными мыслител€ми, - вода, воздух и т. п. јристотель не согласен с ѕарменидом, утверждающим, что все едино, т.е. начало одно. Ќо и атомисты, полагающие что начал много, его не убеждают "Ћучше брать меньше начал и в ограниченном числе, как это делает Ёмпедокл", - замечает јристотель. ѕозже модель Ёмпедокла будет использована. ћир представл€етс€ јристотелю в виде сфер из земли, воды, воздуха и огн€, охватывающих одна другую.
          нига втора€. ÷ентральное пон€тие этой книги - природа. ќно используетс€ не в привычном дл€ нас смысле - окружающий мир, а в смысле рождени€. » начала понимаютс€ во временном смысле (архе). “о, что существует по природе, имеет в себе самом начало движени€ и изменени€. Ќе по природе существуют вещи, сделанные человеком. „еловек рождаетс€ от человека, но не стул от стула. —огласно с природой ведет себ€, например, огонь, устремл€ющийс€ вверх. —мысл этого пон€ти€ про€сн€етс€ и выражением "природа чего-то".
         ƒалее рассматриваютс€ причины, каковы они и сколько их. ¬сего причин четыре: материальна€ - "то, из чего", например, медь - причина статуи; формальна€ - "что такое" (или сущность), производ€ща€ - источник изменени€; и целева€ - "то, ради чего". Ёто число соответствует четырем возможным ответам на вопрос "почему". ¬ физическом мире јристотел€ возможны случайные и самопроизвольные (спонтанные) €влени€. Ћюбопытен критерий случайности - она бывает у тех существ, которым присуще счастье. –ечь идет о свободе выбора, стало быть, о человеке. —амопроизвольность же свойственна более широкому классу объектов.
         ¬ообще, пон€тие "природа" имеет в физике јристотел€ фундаментальное значение. »з него следуют все другие пон€ти€, и этим определ€етс€ структура "‘изики". ѕрирода - начало движени€ и изменени€. —тало быть, после того, как смысл этого пон€ти€ установлен, естественно перейти к анализу движени€ и изменени€.
          нига треть€. Ќачинаетс€ она с вопроса о движении. ”тверждаетс€, что, не зна€ движени€, мы не можем знать природы. —нова приходитс€ уточнить, что под природой јристотель понимает не окружающий мир, а то основание, из которого нечто возникает. ”дивительно, как мало интересует јристотел€ движение механическое. ¬ этом иногда вид€т недостаток его физики. Ќо мы согласились так не считать. »нтересно, что у јристотел€ тема движени€ влечет за собой тему бесконечности, и, кроме того, что нам привычнее, она предполагает обращение к пон€ти€м пространства и времени. Ќа €зыке јристотел€ речь идет о месте, пустоте и времени.
         јристотель считает, что бесконечное существует (но не в отношении чувственно-воспринимаемого тела), и оно есть начало (всего). Ётому пон€тию удел€етс€ много места. ќно, как уже упоминалось, естественным образом по€вл€етс€ после пон€ти€ "движение". ƒействительно, движение непрерывно, а непрерывность (континуум) выводит нас на пон€тие бесконечности. —транным может показатьс€ такое утверждение: "дл€ числа имеетс€ предел в направлении к наименьшему, а в направлении к большему оно всегда превосходит любое множество". ƒело в том, что у греков числа вообще начинались с единицы. Ѕесконечно врем€ и движение, но ¬се-ленна€ как тело пространственно конечна.
          нига четверта€. ≈е темы - место, пустота и врем€. Ћогика строго выдерживаетс€: из пон€ти€ природы следует пон€тие движени€ и бесконечности. ј движение "невозможно без места, пусто-ты и времени". ¬ начале ставитс€ задача у€снить, что есть место. ћесто не есть просто пустое пространство. ’от€ бы потому, что пон€тие о месте возникает при наблюдении взаимной перестановке различных вещей. јристотель приписывает месту некую силу. ¬едь каждое тело стремитс€ зан€ть как бы положенное ему место. Ётим объ€сн€етс€ то, что камень, предоставленный самому себе, падает и тонет, а, скажем, пузырек воздуха всплывает. Ёто и есть движение по при-роде. —ила места, по јристотелю, удивительна и €вл€етс€ первой из всех прочих сил. —ущность места трудно пон€ть. ќно не относитс€ ни к причинам, ни к свойствам, ни к форме или материи. ќстаетс€ сказать нечто банальное: место есть что-то вроде сосуда, точнее, непередвигающийс€ сосуд. ј в более общем смысле - это граница объемлющего тела. —тало быть, место не может быть чем-то отдельно существующим. ѕротив этого положени€ впоследствии будут возражать сторонники Ќьютона, но сторонники Ёйнштейна как будто вновь к нему вернутс€.
         Ќаши современники иногда упрекают јристотел€ за то, что в его физике нет пон€ти€ пространства, иными словами, за то, что его физика не похожа на их физику. ќна действительно не похожа, она не механистична, а, скорее, биологична. ¬споминаетс€ ѕлатон и его формула "каждому свое место". “ам речь о люд€х в идеальном государстве, здесь - о телах, упор€доченных в целостную систему наподобие организма.
         ¬ажный дл€ јристотел€ вопрос - вопрос о пустоте. ќн утверждает, что пустоты нет, и доказывает это весьма скрупулезно. ќдно из доказательств опираетс€ на такую мысль: если бы была пустота, не было бы движени€ по природе, ибо не было бы различи€ между верхом и низом. ѕо-скольку движение по природе есть, стало быть, нет пустоты.
         ¬рем€ св€зано с движением, это - мера, или, как выражаетс€ јристотель, "число движени€". Ќо числа надо кому-то считать.  роме души, некому. —ледовательно, "без души не может существовать врем€". ¬ свою очередь и врем€ измер€етс€ движением.  аким именно? ƒвижением по кругу, так как перемещение - первичное движение, а в нем первичным €вл€етс€ круговое. ѕон€т-но, что эти соображени€ об измерении времени движением предопределены наблюдением над вращением небесной сферы, последней от земной сферы.
          нига п€та€. »так, резюмируем все предыдущее цепочкой пон€тий: природа - причина - движение - бесконечность - место - пустота - врем€. ¬ четырех первых книгах программа опреде-лени€ и истолковани€ основных физических пон€тий завершена. ƒалее, в остальных четырех книгах, јристотель исследует различные аспекты движени€. ћожно поэтому утверждать, что "движение" €вл€етс€ центральным пон€тием "‘изики".
         ѕрежде всего устанавливаютс€ типы движени€. »х три - движение "качества, количества и в отношении места". Ёти виды получаютс€ из знаменитого списка дес€ти категорий (привод€тс€ только восемь, без "положени€" и "состо€ни€"). ѕоказано, почему к другим п€ти категори€м не применимо пон€тие "движение". “аким образом, остаетс€ движение как качественное изменение, как количественное изменение - рост и убыль, и как перемещение.
          нига шеста€. ¬ ней продолжаетс€ исследование движени€. «десь јристотел€ интересует проблема непрерывности. јнализ ведетс€ в такой абстрактной форме, что читатель не много по-тер€ет, если при первом чтении эту книгу пропустит. ј если на первом чтении дл€ него вообще закончитс€ изучение "‘изики", потери тоже будут не большими. јристотель понимал, что читать книгу шестую очень трудно, поэтому он снабдил ее множеством по€снительных рисунков. ¬ современных издани€х эти рисунки помещать не прин€то. »звестна эта книга тем, что в ней (гла-ва дев€та€) јристотель вступает в полемику с «еноном, доказывающим невозможность движени€. ќн разбирает четыре знаменитых апории, показыва€, что «енон "рассуждает неправильно". ≈му это было €сно. ј между тем во все времена находились люди, с большим увлечением отстаивавшие аргументацию «енона. ¬стречаютс€ они и сегодн€.
          нига седьма€. »сследователи творчества јристотел€ утверждают, что эта книга составлена одним из его последователей и содержит три несв€занных между собой части. Ќачинаетс€ она толкованием знаменитого принципа јристотел€ "все, что движетс€, приводитс€ в движение другим". ѕрименение этого принципа к "другому", т.е. к тому телу, которое двигает первое, и т.д. приводит к вопросу о первом движущем (перводвигателе). јристотель намечает здесь доказательство существовани€ перводвигател€, но во всей полноте этот вопрос обсуждаетс€ в книге восьмой. —уществует три рода движущих, т. е. того, что приводит в движение. Ёто следует из существовани€ трех типов движени€ - в отношении места, качества и количества. ѕоэтому одно движущее перемещает, другое вызывает качественные изменени€, третье обусловливает рост и убыль. ƒалее обсуждаютс€ соответствующие примеры. »з них видно, что физика дл€ јристотел€ вовсе не то, что дл€ нас. —кажем, движение в форме качественных изменений относитс€ не толь-ко к телам, но и к воспринимающей их части души.
         ѕринцип "все, что движетс€, приводитс€ в движение другим", как известно, противоречит закону инерции, установление которого предполагает высокий уровень абстрактного мышлени€. ћожно сказать, что механика јристотел€ описывает не чистое движение тел, а движение тел в среде. Ўкольное объ€снение закона инерции основано на мысленном уменьшении сопротивлени€ среды, так что, например, кат€щийс€ шар, получив толчок, в конце концов, никогда не остановитс€. ” јристотел€ движение происходит так, что движимое всегда соприкасаетс€ с движимым. ¬ообще главное отличие физики јристотел€ от физики Ќьютона в нагл€дности. ќсновные ее положени€ есть констатации самых элементарных фактов. „еловек перемещает камень, лошадь т€нет телегу. «начит, все движущее что-то движет, есть объект и субъект движени€. —разу возникает вопрос, а что приводит в движение человека или лошадь? „то движет падающий камень или всплывающий пузырек воздуха? » приходитс€ ухищр€тьс€, чтобы и эти движени€ объ€сн€лись основным принципом. ”дивительно то, что это јристотелю удаетс€
          нига восьма€. Ёта книга известна в истории философии и теологии тем, что в ней излагаетс€ теори€ перводвигател€, того, что движет космос в целом. ¬ начале ставитс€ вопрос о вечности и неуничтожимости движени€, и јристотель отвечает на него положительно. ƒалее формулируетс€ основное положение, "разрешающее все затруднени€": одни предметы неподвижны, другие всегда движутс€, третьи попеременно причастны либо движению, либо покою. ¬ажно пон€ть, чем привод€тс€ в движение тела, движущиес€ согласно природе, например, камень, движущийс€ вниз и плам€, устремленное вверх (напомним, что у јристотел€ верх и низ - направлени€ нс относительные, а абсолютные) Ёто движение, на первый взгл€д, противоречит основному принципу, т.е. положению "все движущиес€ тела привод€тс€ в движение чем-нибудь". Ќо јристотелю удаетс€, хот€ и с некоторой нат€жкой, это противоречие устранить. Ћегкие и т€желые тела "по природе определены куда-нибудь". Ќо они начинают двигатьс€, когда устран€етс€ сдерживающее их преп€тствие (в школьной физике говор€т при этом о "свободном падении"). “аким образом, эти тела не движут сами себ€, что и требовалось доказать.
         —уществование перводвигател€ доказываетс€ чисто логически. ≈сли все, что движетс€, движетс€ под действием другого, то, начав с какого-либо конкретного тела, мы будем мысленно двигатьс€ от него к другому, а затем к третьему и т. д., охватыва€ в этом рассмотрении все больше и больше тел. Ёта цепь движимых и движущих должна иметь предел, "не идти до бесконечности". Ќо тогда первое в этом р€ду, или последнее в нашем рассмотрении, само не движетс€, но движет все, что существует. Ёто и есть первый неподвижный двигатель. ѕосле того, как философи€ јристотел€ была возрождена в европейской культуре (середина XII века), эта его аргументаци€ стала использоватьс€ дл€ одного из доказательств существовани€ Ѕога.
         јристотель считал важным установить иерархию типов движени€. ќказываетс€, что первым из трех - качество, количество, место - €вл€етс€ изменение в отношении места, или перемещение. ј первым из видов перемещени€ €вл€етс€ движение круговое. Ётими приоритетами можно объ€снить, почему механика и в классической физике €вл€етс€ дисциплиной номер один, и почему физики всегда отдают предпочтение круговым орбитам, идет ли речь о движении планет или электронов. ѕервичность кругового движени€ доказываетс€ так. ¬с€кое перемещение бывает либо круговым, либо пр€молинейным, либо смешанным. ќчевидно, что последнее не может быть первичным. ѕр€молинейное движение тоже отпадает, так как оно не может быть вечным. ¬спомним, что бесконечность пространства в физике јристотел€ отсутствует, значит дл€ такого движени€ "должна наступить остановка". ¬ыходит, что только круговое движение может быть вечным, а вечное совершеннее преход€щего и потому первично.
         ¬ "‘изике" учение јристотел€ о перводвигателе еще физично. ѕерводвигатель отождествл€етс€ здесь со сферой звезд. ¬ "ћетафизике" (это слово означает то, что написано после "‘изи-ки") јристотель пр€мо называет перводвигатель Ѕогом, который представл€етс€ идеальным на-чалом, упор€дочивающим материальный мир. »менно учению о перводвигателе јристотель об€-зан тем, что его философи€ была восприн€та христианской теологией и стала досто€нием евро-пейской культуры.

¬нимание! ” вас нет прав дл€ просмотра скрытого текста. ¬ам необходимо зарегистрироватьс€!

Ќе нравитс€ ( - ) +3 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: книги, јристотель, трактат, интересно

ѕохожие новости
  • ¬рем€ по јристотелю: изучение вопросов физики
  • ’отелось бы получше... √л. 1. –авномерное движение. І6-9
  • Physica(1-3): ќсновы кинематики
  • ‘изика 9. Ћабораторна€ работа є2. »змерение ускорени€ при равноускоренном д ...
  • ’отелось бы получше... √л. 1. —троение вещества. “епловое движение. І1-8


  • ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика
    Copyright © 2004-2010 "Ўкольна€ физика". All Rights Reserved. ќбратна€ св€зь | Feedback |  арта сайта | Sitemap | —татистика | Statistics
    Designed by: 7-by © 2010. —лужбы мониторинга серверов