—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 8] : ’отелось бы получше... √л. 2. ‘азовые переходы. І9-15
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 8.04.2010, 10:58 | ѕросмотров ѕросмотров (7411) | ѕечать ѕечать

’отелось бы получше... √л. 2. ‘азовые переходы. І9-15

’ќ“≈Ћќ—№ Ѕџ ѕќЋ”„Ў≈... («амечани€, дополнени€, исправлени€, неточности в уч. пособ. ‘-8кл., ћн. "Ќар.асв.". 1998г.)

 ‘изика 8

√Ћј¬ј II. ‘ј«ќ¬џ≈ ѕ≈–≈’ќƒџ.

§ 9. ‘аза. »зменение энергии при фазовых превращени€х

 ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ѕон€тие фазы как однородной части среды (в-ва) с одинаковыми свойствами на примерах.

            2. ѕереход из одной фазы в другую – фазовое превращение.

            3. Ќаибольша€ внутренн€€ энерги€ в газообразной фазе!

            4. ѕереход тв. тело → жидкость или тв. тело → газ = «↓» поглощение энергии!

                ѕереход газ → жидкость или газ → тв. тело = «↑» выделение энергии!

                ѕереход жидкость → тв. тело – ответь сам!

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.31. ѕриведЄнное определение фазы не из лучших. —тоит поразмышл€ть, как вводить это пон€тие: как часть среды (и этому сопутствует р€д сложностей), или как состо€ние вещества (предпочтительней). Ќеобходимо показать этимоло­гию слова "фаза".

            —.32, абзацы 2-3.  «аданный  уч-с€ вопрос о внутренней энергии и последу­ющий ответ справедлив только дл€ фазовых переходов 1-го рода.  онтрпример: пе­реход ферромагнетика в парамагнитное состо€ние!

            ѕочему одна и та же масса данного вещества имеет в газообразной фазе наибольшую внутреннюю энергию, а в твЄрдой - наименьшую обосновано недостаточно. ¬ернее, сказанное нельз€ считать доказательным, можно только прин€ть как утвер­ждение.

§ 10. ”дельна€ теплота плавлени€ и кристаллизации

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ќпыт по нагреванию вещества дл€ фиксажа фотографий (Na2S2O3).

            2. ѕереход вещества из твЄрдой фазы в жидкую – плавление.

            3. √рафик зависимости температуры тв. тела от времени нагревани€

            4. Ќеизменность температуры при плавлении и кристаллизации.

            5. ѕри плавлении энерги€ поглощаетс€, при кристаллизации столько же выдел€етс€!

            6. јнализ табл. «“очки плавлени€ веществ».

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.32. „то такое гипосульфит натри€ и почему именно это вещество выбра­но дл€ наблюдени€ за процессом плавлени€? ѕо€снение при такой "экзотичности" желательно оформить в виде дополнительного текста или сноски.

            —.34, абзац 2, начало. ƒостаЄм из воды стакан, а перед этим опускали во­обще-то ...пробирку.

            —.35, таблица 3. „то означает отсутствие данных по удельной теплоте плав­лени€ дл€ вольфрама и платины? ƒл€ авторов любезно сообщаю значений этих величин дл€ вольфрама и платины соответственно: 185000 ƒж/кг и 110000 ƒж/кг.

§ 11. ”дельна€ теплота плавлени€ и кристаллизации

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. “еплота при плавлении идЄт на разрушение кристаллической структуры вещества.

            2. ‘ормула расчЄта количества теплоты дл€ плавлени€.

            3. ” различных веществ разна€ уд. теплота плавлени€; анализ табл.

            4.  ”д. теплота плавлени€  =  уд. теплоте кристаллизации!

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.37, абзац 1. ≈сли действительно проанализировать данные таблицы 3, то больше всего теплоты дл€ плавлени€ 1 кг требуетс€ не льду, а алюминию!

§ 12. »спарение жидкостей. ‘акторы, вли€ющие на скорость испарени€

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ѕочему сохнет бельЄ или ћеханизм испарени€.

            2. ќпыты по испарению:

                        1) различных жидкостей;

                        2) зависимость скорости испарени€ от температуры;

                        3) зависимость испарени€ от притока воздуха.

                        4) зависимость испарени€ от состава воздуха – влажности (нет в учебнике!)

            3. »спарение вызывает охлаждение!

            4. ѕримеры испарени€ твЄрдых тел.

            5. ѕон€тие о насыщенном паре.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.40. √овор€ о факторах, вли€ющих на скорость испарени€, следует упом€­нуть о вли€нии на интенсивность испарени€ содержани€ вод€ного пара в воздухе, насколько он (пар) далек от насыщени€, одним словом, обратить внимание на зависи­мость от влажности воздуха» » тогда перечень факторов будет полным.

            √лавные выводы следовало бы дополнить:

            “вЄрдые тела тоже испар€ютс€! “ем более, факт не столь обычный дл€ уч-с€.

§ 13.  ипение жидкостей. ”дельна€ теплота парообразовани€ и конденсации

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. Ќаблюдаем за нагреванием жидкости до кипени€.

            2.  ипение – это тоже испарение, но во всЄм объЄме жидкости!

            3. ќбъ€снение посто€нства температуры кип€щей жидкости.

            4. ” каждой жидкости сво€ точка кипени€!

            5. „ем меньше внешнее давление, тем ниже температура кипени€. ќпыт.

            6. јнализ табл. «“очки кипени€ жидкостей».

            7. ‘ормула дл€ расчЄта теплоты парообразовани€ и уд. теплота парообразовани€.

            8.  оличество теплоты, выдел€ющеес€ при конденсации.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.41. ѕроцесс кипени€ определЄн дл€ уч-с€ не€сно.

            —.42, абзац 7. "...снимем с плитки колбу...", а ставили ...стакан! » зачем выливать воду в стакан? ¬от так легко всЄ запутать.

            —.44, абзац 2. ѕо€сн€ть термин "удельный" поздно! Ётот термин встречалс€ первый раз на с.23 и потом ещЄ дважды и вдруг вспомнили.

            ѕри введение удельных величин не выдерживаетс€ единство методических под­ходов: три из четырЄх уд. величин ввод€тс€ по-разному.

            ¬ определении уд. теплоты парообразовани€ "при данной температуре" надо заме­нить на традиционное "при температуре кипени€".

            √лавные выводы. «десь попеременно используютс€ пон€ти€ то температура кипени€, то точка плавлени€.

            —.46. –ис.39 надо исправить на рис.41. ѕо вертикальной оси графика исправить ед. измерени€.

§ 14. “епловые двигатели.  оэффициент полезного действи€

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ќт мышечной силы к тепловым двигател€м.

            2. ѕерва€ парова€ машина ѕолзунова.

            3. ƒвигатели ¬нутреннего —горани€ (ƒ¬—) и основы их работы.

            4.  ѕƒ характеризует эффективность работы тепловых двигателей.

            5. ≈щЄ одно большое применение тепловых двигателей.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.47, абзац 1. ƒл€ самодостаточности учебн. пособи€ насто€тельна€ рекомендаци€ включить 1-2 фразы, посв€щЄнные ƒж. ”атту, о котором не было информации в пособии дл€ 7 кл. при введении единицы механической мощности.

            —.47, абзац 4. ѕоследн€€ фраза абзаца неточно передаЄт мысль. Ёто не было одновременным событием дл€ всех стран мира. Ѕолее того, в 1957г. паровозы ещЄ выпускали в бывшем ———–. «десь же дополнить: "“епловозы как раз снабжены двигател€ми внутреннего сгорани€,  ѕƒ которых достигает 30 - 40 %."

            » ещЄ. ѕри введений величины методически важно обеспечить единый методологи­ческий подход. „то имеетс€ ввиду? ќбъ€сн€етс€ об€зательно необходимость введени€ новой величины, т.е. что она будет характеризовать и даЄтс€ еЄ (величины) опре­деление. »ногда, при введении в виде определ€ющей формулы-дроби можно говорить и о том, что показывает данна€ величина. (¬ведение  ѕƒ и есть именно такой случай!) » эти три момента - три разные сути, несмотр€ на то, что не все авторы различают, а школьники в итоге одно подмен€ют другим. » тогда что же характеризует  ѕƒ, что €вл€етс€ определением величины и что показывает  ѕƒ?

            ¬ данном конкретном случае это может выгл€деть так.

            ƒл€ оценки тепловых двигателей очень важно знать, какую часть энергии, выдел€­емой при сгорании топлива, он преобразует в полезную работу. „ем больше эта часть энергии, тем двигатель более экономичный. ƒл€ характеристики экономичности разных двигателей вводитс€ пон€тие коэффициента полезного действи€ двигател€ ( ѕƒ). »ли ещЄ более научно и общо:

            “аким образом,  ѕƒ характеризует степень совершенства какого-либо техническо­го устройства в отношении осуществлени€ в нЄм процессов передачи энергии (см. прос­тые механизмы, "‘изика. 7 кл.") или еЄ преобразовани€ из одной формы в другую (теп­ловые двигатели).

             оэфф. полезн. действи€ двигател€ (устройства) называетс€ отношение той части энергии (не работы! да­Єм более общее, более универсальное определение, расшир€ем определени€ 7 кл.), ко­тора€ пошла на выполнение полезной работы, ко всей подведЄнной энергии - это определ. «десь же приводим определ€ющую формулу: .

            », наконец,  ѕƒ теплового двигател€ показывает, какую часть составл€ет произведЄнна€ работа јполез (она равна полезно используемой энергии) от энергии полученной за это же врем€ двигателем (не рабочим телом!) при сгорании топлива.

§ 15. ƒвигатель внутреннего сгорани€. ѕарова€ турбина

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ѕринцип работы ƒвигател€ ¬нутреннего —горани€ (ƒ¬—).

            2. —хема устройства и основные части двигател€.

            3. –абота 4-хтактного бензинового (карбюраторного) двигател€.

            4. ƒизельный двигатель: принцип работы, достоинства и недостатки.

            5. “урбина – парова€ машина и еЄ отличие от поршневых двигателей.

            6. ѕроблема загр€знени€ тепловыми двигател€ми окружающей среды. Ѕерегите природу!

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.50. ¬сЄ, что касаетс€ дизельных двигателей и паровой турбины, следует отнести к дополнительному тексту. Ёто, начина€ с последнего абзаца стр.50 и закан­чива€ первым абзацем стр.52.

            —.50, абзац последний. ‘разу о некоторых автомобил€х, снабжаемых дизельными двигател€ми, дополнить обыденным - "трактора".

            —.52, абзац 1. ¬ рамках темы " оэфф. полез. действи€" привести значение  ѕƒ паровых турбин - около 30 %.

            —.52, абзац 2, последнее предложение. «десь нарушена речева€ норма: "...растут проблемы ...безопасной дл€ человека работы различного рода двигателей".

            ƒополнить эффект. способом уменьш. загр€знени€ окр. среды - замена двигателей внутреннего сгорани€ электрическими двигател€ми.


Ќе нравитс€ ( - ) +2 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: физика 8, замечани€, дополнени€, фазовый переход

ѕохожие новости
  • ’отелось бы получше... √л. 1. —троение вещества. “епловое движение. І1-8
  • Ёкспертное заключение на уч. пособие "‘изика 8". І22-24
  • Ёкспертное заключение на уч. пособие "‘изика 8". І28-29
  • Ёкспертное заключение на уч. пособие "‘изика 8". І25-27
  • ’отелось бы получше... √л. 1. –авномерное движение. І6-9


  • ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика