—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 7] : ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 19.05.2010, 03:31 | ѕросмотров ѕросмотров (5871) | ѕечать ѕечать

ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17

ќ новом учебнике «‘изика – 7». §16-17
 
–ј«ƒ≈Ћ 2. –абота и энерги€. ѕростые механизмы
 
          Ћюбопытный вопрос при введении в раздел: «ћожет ли человек подн€ть груженый автомобиль. –аньше было еще удивительней: «ћожно ли одной рукой подн€ть груженый автомобиль?» ƒа, не перевелись еще на –уси богатыри, те, которых на Ѕелой –уси волатами называют: негруженые авто поднимают одной рукой! 
 
§16. ћеханическа€ работа. ≈диница работы
 
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17
          Ќа рис.97 и рис.98 показаны направлени€ вектора скорости. ¬спомним, что авторы учебника отказались вводить направление скорости в 7 кл. по непон€тным причинам. ќказываетс€ без направлени€ скорости дл€ нормального изложени€ последующих тем не обойтись. Ќу что ж, no comment… ¬прочем, дет€м уже в 1-м классе интуитивно пон€тно, известно из жизненного опыта что движение, скорость движени€ характеризуетс€ направлением: машина отца может двигатьс€ вперед, назад, вообще в какую захочешь сторону.
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17
          јвторы учли мое предыдущее замечание и привели пример, когда сила уменьшает скорость тела (рис.98). ≈стественно, в этом случае также сила будет совершать работу.
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17
          ѕоследующие рассуждени€ призваны показать от чего зависит работа. —реди примеров, на которые ссылаютс€ авторы спортивные санки (рис.99). » далее, цитирую учебник: «¬о всех случа€х изменение скорости тел, а значит, и работа, выполн€ема€ при разгоне, зависит от значени€ действующей силы (силы т€ги, что создаетс€ двигателем) …– уточн€ют авторы (Ў.¬.) Ќо в отношении изображенных на рисунке 99 саней это дважды неверно. ¬о-первых, у спортивных саней нет двигател€. ¬о-вторых, здесь работа по разгону саней выполн€етс€ не только «силой т€ги» спортсменов, образно говор€, но в разгоне участвует и сила т€жести, так как сани двигаютс€ с горы!  
          ј теперь взгл€нем на записанную формулу дл€ вычислени€ работы:
A = Fs (1)
          ѕон€тно, что все формулы нос€т приближенный характер, имеют границы применимости. ƒанна€ формула справедлива, когда направление силы совпадает с направлением движени€ (авторы учли ранее высказанное мной замечание слово в слово). Ќо нужно помнить и другое: формула (1) имеет такой вид, когда на тело действует посто€нна€ сила! ¬ернемс€ еще раз к рисунку 97 учебника. «десь силы в случа€х б) и в) как раз непосто€нные, измен€ютс€. ѕоэтому, как не удивительно, записанна€ формула справедлива дл€ единственного показанного на рис. 97 случа€ а). “.е. данна€ формула позвол€ет рассчитать работу силы т€жести по разгону м€ча.
 
§17. ћощность. ≈диницы мощности
 
          ќп€ть вспоминаю, когда в первом издании авторы, ввод€ мощность, вместо экскаватора изобразили погрузчик (или погрузчик называли экскаватором)  ак понимаем, это разные по назначению машины. ќднако исправлено, но не все.
          ѕосмотрим, как авторы получают формулу св€зи между мощностью, силой т€ги и скоростью автомобил€: 
P = .
          ѕроследим за рассуждени€ми авторов.
          ««апишем формулу мощности: P = ј / t , но  A = Fs , тогда P = Fs / t , но s / t = υ , таким образом: P = . »
          ј теперь еще раз и более внимательно. ¬ернемс€ к формуле работы:
          A = Fs. ≈сть сила, значит, скорость неизбежно измен€лась, движение неравномерное, и следовательно, s / t – есть средн€€ скорость (!) движени€. ѕоэтому фактически найдена средн€€ мощность:
<P> = F<υ> .
          »ное дело, что дл€ некоторого момента времени скорость будет равна υ, а мощность, соответственно, P = .
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17 
          “еперь посмотрим внимательно на рис.103. јвторы хотели нам показать коробку передач и отдельно(?) – ручку переключени€ передач. Ёто дл€ девчонок, они могут и не знать, где у автомобил€ ручка переключени€ передач. ј вот пацаны сразу замет€т, что увеличенна€ ручка переключени€ передач (вынесена отдельно) совсем не от той машины, котора€ показана на общем плане. (Ќу пр€мо как с самолетом в §4.) ј взрослые учител€ понимают и другое: оформителю учебника проще украсть две картинки автомобил€ из »нтернета, чем сфотографировать насто€щую машину. ∆иву и не перестаю удивл€тьс€… Ќелишним было бы дать фото тех белорусских тракторов «ћ“«-2» и «Ѕеларус–2822ƒ÷» с двигателем мощностью 280 л.с., о которых упоминаетс€ в тексте параграфа. ¬осполним, этот пробел (см. фото).
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17
— этого трактора «ћ“«-2» ћинский тракторный завод начал серийный выпуск тракторов, тем самым за€вив о себе как производитель сельскохоз€йственной техники. ѕоэтому и поместили его на постамент возле проходной завода. 
         — этого трактора «ћ“«-2» ћинский тракторный завод начал серийный выпуск тракторов, тем самым за€вив о себе как производитель сельскохоз€йственной техники. ѕоэтому и поместили его на постамент возле проходной завода.
 ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17
          стати, «Ѕеларус–2822» не самый мощный трактор, выпускаемый ћинским тракторным заводом – ћ“«.
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17 
         ≈сть еще Belarus-3022 мощностью 300 л.с. и Belarus-4520, мощность которого 450 л.с. (330 к¬т).
Ѕеларус-4520 
ќ лошадиной силе
         “ермин “лошадина€ сила”, введенный английским изобретателем ƒжеймсом ¬аттом, означает вовсе не силу, а мощность (физическа€ величина, численно равна€ равномерно совершаемой работе в единицу времени).
         Ћошадина€ сила (л. с.) — внесистемна€ единица мощности, в насто€щее врем€ в –оссии, Ѕеларуси официально выведена из употреблени€, однако до сих пор примен€етс€ дл€ расчЄта транспортного налога. ”чЄные очень редко пользуютс€ этой единицей из-за еЄ неоднозначного определени€, но, несмотр€ на это, она получила широкое распространение, особенно в автомобильной индустрии. ћощность автомобильных двигателей по-прежнему измер€ют в лошадиных силах. —тандартной же единицей —» дл€ выражени€ мощности €вл€етс€ ватт.
         ¬ большинстве европейских стран, в том числе в –оссии (√ќ—“ 8.417-2002), лошадина€ сила определ€етс€ как 75 кгс·м/с (килограмм-сила на метр в секунду), т. е. как мощность, достаточна€ дл€ подн€ти€ груза массой в 75 кг на высоту 1 метр за 1 секунду. ¬ таком случае 1 л. с. составл€ет ровно 735,49875 ¬т (иногда это называют «метрическа€ лошадина€ сила»; обозначение PS (нем.), CV (фр.), pk (нид.)).
         ¬ англо€зычных странах чаще до сих пор приравнивают лошадиные силы к 745,6999 ¬т, что примерно равно 1,014 европейской лошадиной силы.
         —уществуют и другие определени€ лошадиной силы.
—оотношени€ дл€ лошадиной силы
  Ќазвание     ‘ормула     ћощность в ваттах  
  ћетрическа€ лошадина€ сила  75 кгс·м/с   735,49875 ¬т (точно) 
  ћеханическа€ лошадина€ сила

 33 000 фут·lbf/мин

 550 фут·lbf/с

 745,6999 ¬т 
  Ёлектрическа€ лошадина€ сила      746 ¬т 
   отлова€ лошадина€ сила  33 475 Btu/ч   9809,5 ¬т 
(1 к¬т = 1,36 л. с.) — мера, используема€ дл€ вычислени€ мощности двигател€ автомобил€.
          Ќо что означает лошадина€ сила с точки зрени€ мощности? ќстановимс€ на рассуждени€х ”атта, что одна лошадь может делать 33,00 фут-фунтов работы каждую минуту. ќдна лошадь в среднем может поднимать в переводе на привычные нам единицы измерени€ 150 кг угл€ с 30 м за 1 мин, или 15 кг с 300 м за 1 мин, или 1500 кг с 3 м за 1 мин. ¬сего должно быть 4500 кг за 1 мин. ¬ы можете пойти дальше и просчитать, что лошадь не сможет сдвинуть 15000 кг на 30 см за 1 мин. ћожно попробовать лошадь заставить сдвинуть 1,5 кг на 3000 м за одну мин, что равно скорости 180 км/ч, что невозможно дл€ лошади. Ќо эта задача легко решаетс€ при помощи системы блоков. “аким образом, можно создать систему блоков, позвол€ющую лошади двигатьс€ с комфортной скоростью и приемлемым усилием независимо от веса.
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І16-17 
         –исунок 102 из учебника «‘изика – 8» 2009 года издани€ под редакцией »саченковой Ћ.ј. как раз нацелен в образной форме на воспри€тие единицы в одну лошадиную силу. јвторы прос€т по рисунку сформулировать определение единицы мощности «1 лошадина€ сила». ѕример определени€ семиклассников:
         1 лошадина€ сила равна мощности кон€, который за 1 секунду поднимает тело массой 75 кг на высоту 1 метр.
         —м. анимацию « онска€ сила». јнимацию сделал учащийс€ гимназии є23 Ћысый ян
 
           сожалению, программа не умеет выполн€ть округлени€ с учетом правил приближенных вычислений. ј в общем занимательно и нагл€дно…
         ‘ормально определение верно, но будет ли в таком определении физический смысл? Ќасколько разумным будет такое определение? – —омнительно. «а 1 секунду лошадь и пукнуть не успеет не то, что подн€ть груз. ќшибка в том, что важен не сам конь, а услови€, при которых мощность равна 1 л.с. ѕодскажем вариант разумного определени€:
         «а 1 л.с. принимаетс€ така€ мощность, при которой сила, что действует на тело, за каждую секунду поднимает тело массой 75 кг на высоту 1 м.
         јнекдот в тему:
         - „то такое одна лошадина€ сила?
         - Ёто сила одной лошади высотой один метp и весом один килогpамм.
         - ѕозвольте, да где же вы видели такую лошадь?
         - ≈е трудно увидеть. ќна хpанитс€ в палате меp и весов под ѕаpижем!

Ќе нравитс€ ( - ) +4 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: физика 7, »саченкова, Ћещинский, ошибки, замечани€, ошибки в рисунках, работа, энерги€, лошадина€ сила

ѕохожие новости
  • ¬се о "лошадиной силе"
  • Ёкспертное заключение на уч. пособие "‘изика 8". І1-3
  • ‘изика 7 (2009г). –ешение упражнени€ є10
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І13-15
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І38


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Marsue :: ƒата 24.05.2011, 06:07 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Marsue

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    Walking in the presence of gitnas here. Cool thinking all around!

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика