—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 8] : ’отелось бы получше... √л. 1. —троение вещества. “епловое движение. І1-8
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 8.04.2010, 03:48 | ѕросмотров ѕросмотров (5259) | ѕечать ѕечать

’отелось бы получше... √л. 1. —троение вещества. “епловое движение. І1-8

’ќ“≈Ћќ—№ Ѕџ ѕќЋ”„Ў≈... («амечани€, дополнени€, исправлени€, неточности в уч. пособ. ‘-8кл., ћн. "Ќар.асв.". 1998г.)

 ‘изика 8

√Ћј¬ј 1. —“–ќ≈Ќ»≈ ¬≈ў≈—“¬ј. “≈ѕЋќ¬ќ≈ ƒ¬»∆≈Ќ»≈.

§ 1. ƒвижение и взаимодействие молекул

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ¬се тела состо€т из частиц!

            2. “емпература определ€ет характер и скорость движени€ частиц тела.

            3. ћежду частицами существует и прит€жение и отталкивание.

            4. »зучение теплового движени€ – ключ к пониманию тепловых €влений. 

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я 

            —.3, абзац 1. Ќе знают ещЄ уч-с€ тел состо€щих из атомов или ионов. „исло Ћошмидта определ€етс€ дл€ нормальных условий, важна и температура; да и вообще в 7кл. было другое утверждение по поводу числа молекул.

            —.4, абзац 4. "...при нормальном давлении или менее... "Ќо о размерах каких молекул идЄт речь? –азмеры молекул, как известно, сильно различаютс€ в отличие от размеров атома.

            √лавный вывод 2 откорректировать - дополнить!

§ 2. ¬нутренн€€ энерги€ 

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1.  инетическа€ и потенциальна€ энергии – два известных вида механической энергии тела.

            2.  инетическа€ и потенциальна€ энерги€ всех частиц тела – его внутренн€€ энерги€!  к + р = U

            3. ¬нутренн€€ энерги€ U всегда больше 0 !

            4. ќценка численного значени€ внутренней энергии молекулы; 1 м3 газа.

            5. ¬нутриатомна€ энерги€ посто€нна дл€ большинства тепловых €влений.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я 

            —.5, абзац 3. ѕриведЄнную формулу ср. кинет. энергии поступат. теплового движени€ молекулы подправить! –ечь идЄт о среднем значении квадрата скорости, а не квадрате среднего значени€.

            —.5. ƒобавить: что представл€ет собой потенциальна€ энерги€ взаимодейс­тви€ частиц? ¬ дальнейшем это важно (см., например, §9).

            —.6, абзац 1.  акова точность значени€ величины при задании услови€ "ком­натна€ температура"?

             онтр. вопрос 2. Ѕез слова "равномерно" вопрос €вл€етс€ неопределЄнными

§ 3. —пособы изменени€ внутренней энергии 

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. »зменение температуры тела измен€ет скорость его частиц, а значит, их среднюю кинет. энергию!

            2. —овершение работы измен€ет кинетическую энергию тела.

            3. —овершение работы и изменение потенциальной энергии тела.

            4. “еплопроводность – второй способ изменени€ внутренней энергии тела.

            5.  оличество теплоты и единицы еЄ измерени€. 

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.8, абзац 2, и ранее сам опыт (рис. 4) некорректен! –абота на самом деле совершаетс€ не над газом, а над стекл€нной поверхностью колбы.

            —.9, абзац 3. Ќо что такое процесс? ¬ каких отношени€х он, процесс, нахо­дитс€ с €влением?

            —.9, абзац 5. Ќарушена точность речи, смысл фразы искажЄн. (ќбратить внимание на словосочетание "...такое же изменение внутренней энергии, что и...")

§ 4. “еплопроводность

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. “еплота сама по себе переноситс€ в одном направлении: от гор€чих тел – к холодным. ѕримеры.

            2. ќпыт по установлению механизма теплопроводности.

            3. “еплопроводность у разных веществ разна€. “еплоизол€торы.

            4. ќбъ€снение плохой теплопроводности газов.

            5. “еплопроводность жидкостей скорей плоха€, чем хороша€.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.12, абзац 2. ќчень хочетс€ уточнить, что "в твЄрдом теле (металле) час­тицы взаимодействуют между собой" посто€нно... Ёто важно, так как в дальнейшем контрастно рассматриваетс€ проводимость теплоты газами, а в газах частицы тоже взаимодействуют, но в момент удара.

            —.1«, абзац послед. –туть не исключение, а жидкий металл и тогда, под­ход€ с этих позиций, всЄ становитс€ €сно.

            √лавный вывод 1. Ћучше говорить о частицах, а не о молекулах, тем более, что сами говорили о частицах в металлах!

            ”пр.2, задача 4. ¬ тексте услови€ нарушена логика.

§ 5.  онвекци€

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ѕримеры и наблюдение передачи теплоты в газах.

            2. ¬ твЄрдых телах конвекци€ невозможна!

            3. ќпыты по конвекции в жидкости.

            4.  онвекци€ в природе и в быту.

            5. ќсобенности охлаждени€ воды.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.15, абзац 2. Ќеточное определение конвекции. Ќеоднородность среды (раз­личный нагрев и различие в плотност€х), действительно, €вл€ютс€ причинами конвек­ции, но конвекции естественной. ¬ынужденна€ конвекци€, вызванна€ внешними меха­ническими воздействи€ми на среду, к сожалению, не упоминаетс€. ƒополнить этимологией слова "конвекци€", как это делалось традиционно.

            √лавный вывод 1 (с.18) пересмотреть.

§ 6. »злучение

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ќпыт по теплопередаче лучами.

            2. »злучает и поглощает любое тело!

            3. ќпыт по излучению энергии чЄрными поверхност€ми.

            4. ќпыт по поглощению энергии чЄрными поверхност€ми.

            5. “еплопередача возрастает с увеличением площади!

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.19. Ќо что такое излучение ответа нет, есть только свойства процесса. ƒело в том, что излучение не только процесс, способ теплопередачи (как и два пре­дыдущих - теплопроводность и конвекци€), но и сам объект - лучи. ƒл€ физики осо­бое значение имеют пол€рные категории - непрерывность и дискретность, поскольку эта наука изучает различные формы движени€ материи, а движение есть сущность вре­мени и пространства, и эта сущность выражаетс€ двум€ основными пон€ти€ми: непре­рывность и дискретность. ѕоэтому, бесспорно, обращение к этим категори€м способст­вует формированию научного мировоззрени€ школьников. ¬ этой теме есть возможность данную мысль провести. »так, излучение - это и сам объект. “ем более, что в даль­нейшем речь идЄт о световых лучах. радиоактивных излучени€х (с.201), космических лучах (с.206}. ƒополнить историческими сведени€ми об открытии тепловых (инфракрасных) лучей в 1800 г. выдающимс€ астрономом ¬иль€мом √ершелем при изучении излучени€ —олнца.

            —.20, абзац 3. Ќекорректный пример: единична€ площадка атмосферы перпенди­кул€рна солнечным лучам*

            √лавный вывод 4. «а одно и то же врем€! Ќигде это не оговаривалось! »ли …в еди­ницу времени!

§ 7. –асчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. ”дельна€ теплоЄмкость

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1.  ак зависит внутренн€€ энерги€ от характеристик тела?

            2. «ависимость Q от массы m.

            3. ќпыт по изучению зависимости Q от изменени€  ∆t температуры.

            4. ќпыт по изучению зависимости Q от рода вещества.

            5. ‘ормула дл€ расчЄта теплоты при нагревании.

            6. ”д. теплоЄмкость характеризует тепловые свойства вещества.

            7. “еплота, выдел€ема€ при охлаждении.

            8. ѕример решени€ задачи на теплопередачу.

            9. решение задачи без промежуточных вычислений, т.е. в общем виде.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.23, абзац 3. Ќепон€тно, почему при исследовании причинно-следственной св€зи при поглощений телом теплоты при нагревании один из "факторов" (т.е. одна из величин) при записи формулы (с - удельна€ теплоЄмкость) становитс€ коэффициентом!

            —.24, абзац 1. –ечь идЄт о максимальном значении уд. теплоЄмкости дл€ воды среди жидкостей.

            —.25. »спользуетс€ закон сохранени€ энергий, строго говор€, дл€ тепловых процессов, а он не рассматривалс€, хот€ в дальнейшем оп€ть-таки будет использован. Ёту мысль можно провести в лаб. раб. є1, обобщить более широко полученный в лаб. работе результат - это один из вариантов устранени€ замечани€.

            ”пр.5, задачи 3,4,5,6 - не соблюдаютс€ правила приближЄнных вычислений!

            ”пр.5,задача 8. –ис.26 к этой задаче содержит р€д изъ€нов: изменить номера графиков; исправить (убрать по одному нулю) значени€ теплоЄмкостей тела (отложе­ны по оси —) ”точнить вопрос задачи след. образом:

            ќпределите количество теплоты, необходимое дл€ нагревани€ каждого из этих тел на 300—.

§ 8. √орение. ”дельна€ теплота сгорани€ топлива

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј

            1. ”дельна€ теплота сгорани€ топлива характеризует его калорийность, или иначе, теплотворную способность.

            2. ‘ормула дл€ расчЄта теплоты при сгорании топлива.

            3. ѕочему при горении выдел€етс€ энерги€?

            4. јнализ табл. «”д. теплоты сгорани€».

            5. ѕри сгорании топлива происходит загр€знение окруж. среды!

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.28, абзац 4. Ќет соответстви€ между приведЄнным значением величины в тексте и данными таблицы.

            —.29, таблица. „то такое генераторный газ? —делать дл€ этого пон€ти€ сноску (*) внизу текста.

             онтрольн. вопрос 3, который, в разных вариантах в дальнейшем неоднократно повторитс€. ѕочему он собственно предлагает отрицательный ответ? ѕочему необходимо входить в противоречие с математикой? ¬ыход существует, он в другом, в отличии от мнени€ авторов? ќтвет, таким образом, не столь однозначен.


 лючевые слова  лючевые слова: физика 8, замечани€, дополнени€, строение, теплота

ѕохожие новости
  • ’отелось бы получше... √л. 2. ‘азовые переходы. І9-15
  • ’отелось бы получше... √л. 1. –авномерное движение. І6-9
  • ’отелось бы получше... √л. 2. ќсновные пон€ти€ молекул€рной теории строени€ ...
  • Ёкспертное заключение на уч. пособие "‘изика 8". І22-24
  • Ёкспертное заключение на уч. пособие "‘изика 8". І4-6


  • ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика