—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 7] : ’отелось бы получше... √л. 2. ќсновные пон€ти€ молекул€рной теории строени€ вещества. І6-11
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 7.04.2010, 01:14 | ѕросмотров ѕросмотров (13613) | ѕечать ѕечать

’отелось бы получше... √л. 2. ќсновные пон€ти€ молекул€рной теории строени€ вещества. І6-11

’ќ“≈Ћќ—№    Ѕџ    ѕќЋ”„Ў≈... («амечани€, дополнени€, исправлени€, неточности в уч. пособ. ‘-7кл., ћн. "Ќар.асв.". 1998г.)

 ‘изика 7

√Ћј¬ј II. ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕќЌя“»я ћќЋ≈ ”Ћя–Ќќ… “≈ќ–»» —“–ќ≈Ќ»я ¬≈ў≈—“¬ј.

§ 6. √ипотеза о молекул€рном строении вещества

 ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. ƒемокрит: все тела состо€т из мельчайших, неделимых и неизменных частиц.

            2. ¬ещество всЄ-таки сплошное или дискретное?

            3. Ћомоносов – сторонник и продолжатель атомистического учени€.

            4. ≈щЄ два положени€ атомистического (молекул€рного) учени€:

                  а) непрерывность движени€ частиц;

                  б) возможность прит€жени€ и отталкивани€.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я 

            ¬ этом параграфе находит своЄ продолжение и развитие пон€тие "величина". ”ч-с€ подвод€тс€ к пон€тию дискретной величины. Ќо только подвод€тс€, в конце же парагра­фа, св€занные с этим пон€тием контрольные вопросы, в частности є3, €вл€ютс€ практи­чески непосильными дл€ обоснованного ответа уч-с€. ћожет оно и хорошо дл€ развити€ мышлени€, нека€ так сказать "гимнастика ума". ѕо причине такой недосказанности в па­раграфе уч-с€ предлагаетс€ самосто€тельно "отловить" признак дискретности величины на основании двух примеров: числа мельчайших частиц вещества и числа мелких денежных единиц. Ќо нельз€ недооценивать важности понимани€ дискретности   величины в физическом образовании уч-с€. Ёто пон€тие должно быть усвоено в том числе и слабыми учениками. ѕоэтому определение дискретной величины должно быть перенесено в текст параграфа из контр. вопроса є2.

            —.21, а.1 (конец). ѕосле слов "...(лат. discretus - прерывистый)" дополнение: "...ј величины, кото­рые могут принимать не любые значени€, а прерывистый р€д строго определЄнных значений называютс€ дискретными".

            ј поразмышл€ть всегда можно найти над чем. —кажем, сформулировав один из вопро­сов так:

            ¬ паспорте электрического термометра сказано: ƒискретность показаний, 0— 0,1.  ак надо понимать эту техническую характеристику?

            или: ѕопробуйте назвать 2-3 дискретных величины.

            или: ¬спомните, какие из наблюдавшихс€ вами €влений навод€т на мысль, что тела состо­€т из мельчайших частиц.

§ 7, 9. ќпытные обосновани€ гипотезы о молек. строении в-ва. ѕромежутки между молекулами

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. ≈щЄ раз о 3-х положени€х молекул€рного (дискретного) строени€ вещества.

            2. «ѕл€ска» пылинок и броуновское движение частиц.

            3. ќбъ€снение броуновского движени€.

            4. Ѕроуновское движение подтверждает гипотезу о молекул€рном (дискретном) строении вещества.

            5. ќпыты, подтверждающие существование промежутков между частицами.

            6. ќпыт, доказывающий существование промежутков между частицами жидкости.

            7. ќпыт Ѕриджмена, доказывающий существование промежутков между частицами твердого тела – стали.

            8. ¬ существовании промежутков убеждает тепловое расширение.

            9. “епловое расширение в технике (самосто€тельно).

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я 

            —казать нечего. “акова позици€, подход авторов. Ёто их право и потому нет заме­чаний. ƒа к тому же излагаютс€ давно и надЄжно установленные в науке факты и система взгл€дов.

            «амечание. ѕравда, всЄ же можно предложить уч-с€ в конце самосто€тельно сформулировать главные, на их взгл€д, выводы этого параграфа. »х два. (1. ћежду молекулами вещества в газообразном, жидком и твЄрдом состо€ни€х существуют промежутки. 2. —уществование промежутков между молекулами подтверждаетс€ тепловым расширением тел.) »менно предложить уч-с€, потому что потом, по окончании данного уч. блока (§ 10) можно сравнить своЄ понимание с авторским.

§ 8. ƒиффузи€

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. ќпыт по перемешиванию молекул брома с молекулами воздуха.

            2. ќпыт по перемешиванию раствора медного купороса и воды.

            3. ¬озможно ли взаимопроникновение частиц в твЄрдых телах?

            4. ƒиффузи€: еЄ роль в природе, технике, быту.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я 

            ¬ главном выводе под номером 3 глубокое заблуждение, которого не лишены и многие маститые физики. ¬ данном случае речь идЄт о причине и следствии. Ћогично строить предложение, где следствию предшествует причина. “ак, вывод є 3 необходимо передать следующей фразой, исправл€ющей отмеченную неточность:

            "„ем скорость движени€ молекул больше, чем выше температура тела". ѕовышение температуры есть следствие передачи некоторого количества теплоты телу или совершени€ над ним работы. ¬от эта, скажем, дл€ однозначности, передача теплоты одним из известных способов - теплопроводность, конвекци€, излучение - приводит к уве­личению скорости движени€ молекул и воспринимаетс€ как более высока€ температура. Ќо не наоборот! ¬о фразе "“емпература есть мера теплового движени€ молекул" и  выражаетс€ указанный смысл, не более.

§ 10. ѕр€мые опытные доказательства молек. строени€ в-ва. —труктура и размеры молекул

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. ћолекулы можно наблюдать! ¬ электронный микроскоп.

            2. ћолекула состоит из атомов: одного или нескольких; одинаковых или разных.

            3. ѕростейшее объ€снение разнообрази€ молекул.

            4. ћолекула – мельчайша€ частица вещества!

            5. јтом < молекулы.

            6. Ќет жидких молекул! —войство тела – свойство поведени€ огромного числа его частиц.

            7. –азмеры молекул.

            8. –астекание масла по поверхности воды – один из способов оценки размеров молекул.

            9. ћолекулы различных веществ имеют разные размеры. 

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.31, а.2. “екст параграфа достаточно информативен и несколько, как мне кажетс€, перегружен цифрами. Ќичего не выражающие примеры, сравнени€, мало имеющие отношени€ к сути вопроса должны быть исключены. ѕоэтому такое" замечание. ѕоследнюю фразу а. 2 сократить, после слов "...потребуетс€ 12,5 млн. молекул" поставить точку. ѕовторюсь, образности и сравнений было достаточно.

§ 11. ¬заимодействие молекул

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. ѕочему тела не рассыпаютс€ на отдельные частицы?

            2. ѕочему трудно сжать большинство твЄрдых тел и жидкостей?

            3. ћодель взаимодействи€ молекул – шарики, скреплЄнные пружиной.

            4. ѕочему прочность твЄрдых тел не бесконечна?

            5. —войства тел в отношении объЄма и формы:

                     а) твЄрдые тела;

                     б) газы;

                     в) жидкости.

            6. ≈щЄ несколько примеров про€влени€ взаимодействи€ между частицами.

            7. ћы знаем о молекулах и атомах много, но далеко не всЄ! Ќо и полученные знани€ всегда пригод€тс€.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.32, а.3. Ќе совсем €сен логический посыл к опыту с камерой велосипедного колеса. «амечание - исправление следующего рода всЄ ставит на свои места. —лова "...в чЄм можно убедитьс€,  продолжаем следующей фразой: "... надавив рукой на камеру вело­сипедного колеса или резиновый м€ч.", что нельз€ как более пон€тно говорит о лЄгком сжатии газов.

            ’ороша€ схема изложени€ материала содержит по крайней мере один содержательный изъ€н. 20-кратное употребление термина "сила" не вносит большей €сности в объ€снение, но, к сожалению, нарушает принцип внутренней непротиворечивости в изложении, когда оперируем термином, пон€тием, не получившим ранее достаточно четкого и €сного определени€. » знакомство с пон€тием "сила" на бытовом уровне, на основании жизненного опыта уч-с€ не €вл€етс€ оправданием. —лово "сила" можно отбросить без ущерба дл€ по­нимани€.

            —просите у уч-с€, как они понимают равенство сил   прит€жени€ и  отталкивани€ молекул в твЄрдом теле. (—.32, а.2, снизу). » почему эти силы равны только в твЄрдом те­ле? ≈сли это, очевидно, наблюдаетс€ и дл€ жидкостей. ¬ противном случае мы бы наблюда­ли еЄ (жидкости) самопроизвольное сжатие или расширение, но жидкое агрегатное состо€­ние также устойчиво, как и твЄрдое и никакого коллапса с ней не происходит.

            ќдин из самых простых вариантов исправлени€ этого  абзаца может выгл€деть так:

            "¬ твЄрдом теле, как и в жидкости, межмолекул€рные рассто€ни€ как раз таковы, что как бы нет ни прит€жени€, ни отталкивани€, а точнее они уравновешивают друг друга или компенсируют".

            ѕовторюсь, никто не требует оценки величины этого взаимодействи€, по-Ќьютону - си­лы, как, например, стр.33, второй абзац, снизу. ƒостаточно упоминани€ вида и характера взаимодействи€.

            ќбращает на себ€ внимание контр, вопрос є 1 этого же параграфа.

            1. ѕочему в описанном (в параграфе) опыте используют именно свинцовые цилиндры?

            ¬от так, ни больше, ни меньше! явление слипаемости кусков свинца - адгези€ - от­крыто англ. учЄным ƒ. ƒезагулье в первой половине XVIII в. ј получило соответствующее обоснование в веке XX-ом. ќтвет на этот вопрос предполагает знание современных основ микроскопической теории вещества. ¬едь вопрос поставлен именно о свинцовых цилиндрах, поэтому общих слов о межмолекул€рном взаимодействии, присущем и другим веществам, €вно недостаточно, и необходимо касатьс€ частностей - особенностей строени€ кристаллической решЄтки, длины адгезионной св€зи ρ и т.п. ќдним словом, ответить на этот вопрос также непросто, как создать новый кле€щий состав! “аково серьЄзное   замечание к этому вопросу.

            ”пражнение 2. 1. ¬ задаче є 1 в соответствии с правилами приближЄнных вычислений в ответе должно быть 100000 или 1.105 молекул, т.е. не более одной верной значащей цифры.

            ”пражнение 2. є 5.  акой ответ предполагают авторы на данный вопрос? ≈сли кратко, по причине своего собственного т€готени€! “огда, насколько уместен здесь данный вопрос?  ак ответить на него в рамках изученной (изученных) тем? ћесто этого вопроса после темы "явление т€готени€", §22. “аковы ещЄ два замечани€ к практической части.


Ќе нравитс€ ( - ) +4 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: физика 7, замечани€, дополнени€, строение вещества, ћ “

ѕохожие новости
  • ’отелось бы получше... √л. 1. —троение вещества. “епловое движение. І1-8
  • ’отелось бы получше... √л. 1. –авномерное движение. І6-9
  • ’отелось бы получше... √л. 2. ‘азовые переходы. І9-15
  • ’отелось бы получше... √л. 1. ‘изика - наука о природе. І1-5
  • ’отелось бы получше... √л. 3. Ёлектрические €влени€. І16-22


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Lorena :: ƒата 24.05.2011, 12:54 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Lorena

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    I bow down hblumy in the presence of such greatness.

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика