—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 7] : ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І13-15
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 3.05.2010, 03:21 | ѕросмотров ѕросмотров (4031) | ѕечать ѕечать

ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І13-15

ќ новом учебнике «‘изика – 7». §13-15
 
§13. —ложение сил. –авнодействующа€ сила
 
           ак понимать авторское «…силу F2 следует считать отрицательной»?!  ак известно, сила – векторна€ величина, характеризуетс€ модулем, который не при каких услови€х не может быть отрицательным (что учащиес€ до этого хорошо затвердили).  ак же так? Ёто скал€рные алгебраические величины могут и положительными и отрицательными.
          — высоты знаний опытного школьного учител€ трудно вслед за авторами убеждать семиклассников в том, что «…действие двух противоположно направленных сил можно заменить одной…». ѕочему? ƒа потому что это не всегда справедливо. ѕредставим, что на наше тело (брусок на столе) действует пара сил, противоположно направленных, но приложенных в разных точках: тело будет поворачиватьс€. » это совсем не то, что мы наблюдаем в случае, когда силы приложены к центру бруска. 
          —оответственно гл. вывод 1 в конце параграфа следует исправить: 
          ƒействие нескольких сил, приложенных к центру т€жести тела, можно заменить их равнодействующей.
          »ли: 
          ƒействие нескольких сил, приложенных к телу и не вызывающих вращение, можно заменить их равнодействующей.
          ќпыт, который ничего не доказывает. 
          ѕосмотрим на рис.79 учебника. јвторы считают, что если толкнуть пластинку ј, она начнет двигатьс€ в случае отсутстви€ трени€ равномерно. ќднако, как увидеть, что скорость не измен€етс€ при такой постановке опыта? “ем не менее, авторы делают нужный им вывод о поведении тела в случае, когда равнодействующа€ приложенных сил равна 0.
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І13-15 
 
§14. “рение. —ила трени€
 
          –ассматрива€ недостатки, промахи, ошибки при изложении материала в новом учебнике, € воздерживаюсь от того, чтобы высказывать замечани€ по поводу отбора материала, т.е. по содержанию параграфа, по его дополнению. ќднако есть моменты, когда тот или иной вопрос школьной программы нельз€ считать раскрытым при изложении его в рассматриваемом учебнике.
         “ак существенной частью данной темы должны понимание того, что сила трени€ действует не только со стороны опоры на тело (брусок по тексту параграфа), но и наоборот: тело (брусок) силой трени€ воздействует на опору. ¬се это приводит к износу поверхностей обоих тел. Ёто практически важно дл€ будущего специалиста в любой области, поскольку с трением мы сталкиваемс€ везде и всегда: в быту, технике, на любом производстве.
         ќдной из причин трени€ авторы называют силы прит€жени€ между молекулами поверхностей. Ќо р€д веществ имеют немолекул€рное строение.  ак быть в этом случае?
         Ќичего не сказано про удивительнейшую особенность трени€: независимость силы трени€ от площади поверхности соприкосновени€.
         јвторы категорично на основании приведенных примеров за€вл€ют о том, что «…трение качени€ меньше чем трение скольжени€». Ќо почему зимой переход€т с велосипедов на лыжи и санки?
         ≈ще одна проста€ мысль. ѕросто стоит поражатьс€ как порой категорично, однозначно авторы описывают те или иные €влени€ или свойства тел, не позвол€ю школьнику ни в чем усомнитьс€. ј ведь кроме собственного авторского неведени€ ,возможно что чего-то мы еще не знаем, что-то пока не открыто. Ќе буду по этому поводу цитировать великих. “ема «“рение» как раз тот случай, когда хочетс€ сказать:
         - –еб€та, непростое €вление трени€ до конца еще не изучена и ждет своих исследователей. ¬озможно кто-то из вас откроет новые свойства этого €влени€, с которым каждый из нас встречаетс€ буквально на каждом шагу. 
 
§15. “рение поко€. ѕолезное применение трени€
 
            сожалению, авторы ограничились примером, когда на поко€ща€с€ тело (шкаф на горизонтальном полу) действует горизонтальна€ сила. ј если опора не горизонтальна, или приложенна€ сила не горизонтальна. ѕримеров нет. “ем не менее, авторы учебника делают общий вывод, который неочевиден, необоснован предыдущим текстом: «—ила трени€ поко€ противоположна силе действующей на тело в направлении возможного движени€ силе, но равно ей по модулю».
          ¬споминаю давний спор с одним из авторов рассматриваемого учебника «‘изика-7» »саченковой Ћ.ј. —уть его следует из изложенного в самом начале этого параграфа.
          »саченкова Ћ.ј.: —уществует ли трение, когда тело находитс€ в состо€нии поко€? ќтветить на этот вопрос не просто: и да, и нет.
          –ассмотрим пример: в комнате на горизонтальном полу стоит шкаф. Ќа него действуют две силы – сила т€жести Fт и сила упругости Fупр (рис.93).
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І13-15 
          ќни равны по модулю и противоположны по направлению. Ўкаф находитс€ в покое. «начит, равнодействующа€ сил Fт и Fупр равна 0. —ледовательно, силы трени€ нет.
          Ўинкарев ¬.ћ.: Ќо почему нет? ¬едь одна из причин возникновени€ трени€ –шероховатость поверхности или силы прит€жени€ между молекулами, о которых ¬ы говорили (см. предыдущий параграф), – осталась!  ак же так? Ќепон€тно!
          “огда спор ничем не закончилс€. Ћариса јртемовна пыталась привести какие-то аргументы, повтор€€ сказанное выше, но доводы от этого убедительней не становились. ѕредлагаю ¬ам, уважаемый посетитель, прин€ть участие теперь уже в заочной дискуссии.

Ќе нравитс€ ( - ) +9 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: физика 7, »саченкова, Ћещинский, ошибки, замечани€, ошибки в рисунках

ѕохожие новости
  • ‘изика 9. Ћабораторна€ работа є7. »змерение коэффициента трени€ скольжени€
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І7-9
  • ‘изика 7 (2009г). –ешение упражнени€ є8
  • ‘изика 7. Ћабораторна€ работа є3. »зучение силы трени€
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І10-12


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Bhavesh :: ƒата 25.02.2012, 00:14 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Bhavesh

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    я в восторге, это реально полезно знать.

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика