—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 7] : ’отелось бы получше... √л. 1. ‘изика - наука о природе. І1-5
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 7.04.2010, 00:54 | ѕросмотров ѕросмотров (4948) | ѕечать ѕечать

’отелось бы получше... √л. 1. ‘изика - наука о природе. І1-5

’ќ“≈Ћќ—№    Ѕџ    ѕќЋ”„Ў≈... («амечани€, дополнени€, исправлени€, неточности в уч. пособ. ‘-7кл., ћн."Ќар.асв.", 1998г.)
 ‘изика 7

√Ћј¬ј 1.   ‘»«» ј - Ќј” ј ќ ѕ–»–ќƒ≈.

§ 1. „то такое физика?

 ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. ‘изика – древн€€ наука о природе.

            2. √лавна€ задача физики.

            3. ‘изика и другие науки.

            4. ‘изика нужна всем.

 ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            —.5 абзац 1. «амечани€.

ƒл€ показа последствий урагана лучше всего поместить фото, а не рисунок. Ќарисо­вать можно, что угодно; рисунок не обладает такой силой убедительности как документальность фотографии.

            —.5, абзац 2. √овор€ о красоте такого природного €влени€ как гроза, лучше сопроводить текст, конечно, не рисунком, а репродукцией картины известного художника...

§ 2. ћетоды изучени€ в физике.

 ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. „етыре задачи физики.

            2. Ќаблюдение и эксперимент – основные методы получени€ знаний.

            3. Ќаучный путь познани€ окружающего мира.

            4. ќбращение к «авторитетам» – лженаучный метод!

            5. ‘изика – точна€ наука.

            6. “руд учЄных – основа развити€ физики.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

             —.7, абзац1(снизу). Ќо, но, не кажда€ математическа€ формула €вл€етс€ законом природы. ќб этом см. анализ 1-ой фор-лы, замеч. к §16.

            —.8, абзац1. „то такое теори€ не совсем €сно, а скорее совсем не€сно. Ќе становитс€ это пон€тие €снее и после знакомства с √л. II, котора€ называетс€ "ќсновные пон€ти€ молекул€рной теории строени€ вещества". ѕосле слов "...теори€ €влени€." дополнение:

            "–азум и интуици€, исход€ из опыта, из впечатлений, из наблюдений нащупывают, отыскивают в €влении главное и общее, отбрасыва€ второстепенное и случайное. ј затем следует разработка возможных следствий и выводов, и все это вместе составл€ет содержание теории".

            ¬низу сноска: "—лово теори€ пришло к нам из ƒревней √реции и означает оно умо­зрение".

«амечание. ÷епочку действий жирно не выдел€ть! »наче путаница с трем€ основны­ми методами, или жирно выделить в цепочке собственно методы. “ем более, научный путь познани€ истины не всегда идЄт по такой схеме: некоторые действи€ свЄрнуты, есть вет­влени€, повторы, возвращение назад...

            Ќеточность. ћало того, что научный путь познани€ истины не совсем таков, как описывают авторы, здесь же создаЄтс€ ложное впечатление о цели этого пути. јвторы пишут: "... физика изучает природу, открыва€ новые, неизвестные в данный момент €в­лени€". —оздаЄтс€ впечатление, что это и есть как бы цель, главна€ цель. Ќеобходимо после слов "...физика изучает природу" такое уточнение: "...так возникает новое знание. —реди теоретических методов, кроме упом€нутых (выдвижение гипотез, следствий, интерпретаци€ рез-та) очень  часто  примен€етс€ моделирование (уже в §11 мы будем говорить об одной из моделей), когда вместо реального, сложного €влени€ рассматриваем его упрощенную схему,  образ,  модель".    наиболее общим методам,  используемым в физике,  относ€тс€ числовые методы  (численный анализ, см. §§ 14, 17, 50) и математический анализ (§27 и др.).

            —.9. абзац 1. «амечание. √овор€ о вкладе в физическую науку белорусских ученых, желательно не ограничиватьс€ простым перечнем фамилий (проверено, через урок ни один ученик не смог вспомнить ни одной фамилии), а привести один конкретный пример. Ќа зад­ний форзац можно поместить фотографии белорусских учЄных, а имеющуюс€ там таблицу перенес­ти в другое место.

«амечание к контр. вопросам. ¬опрос є1 вполне уместно пометить знаком "сова".

§ 3. ќсновные пон€ти€: физич. тело, физич. €вление, физич. величина.

 ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. Ћюбой предмет – тело. ¬ещество – то, из чего состоит тело.

            2. ѕри физических €влени€х вещество тела не мен€етс€!

            3. ‘из. величины – характеристики пространства, свойств тел или €влений.

            4. ¬еличина измер€етс€! 

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я 

            —.10, абзац 2 (снизу). «амечание. ќсновной признак физической величины желательно выделить чЄрным цветом. Ёто может быть одновременно и выводом к этому параграфу.

§ 4. »змерение физических величин и их единицы.

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. „то значить измерить величину?

            2. ‘изическа€ величина: единица измерени€; обозначение; числовое значение.

            3. –азличи€ в действи€х над физ. величинами и просто числами.

                  1) —равнивать, складывать и вычитать можно физ. величины одного рода!

                  2) ”множение и деление разнородных  физ. величин приводит к новой величине!

                  3) Ќад наименовани€ми нужно выполн€ть те же действи€, что и над числами!

            4.  ратные и дольные единицы измерени€ – дл€ удобства!

            5. «апись чисел в стандартном виде. 

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

            ƒополнение к вступлению. —.2. "¬ физике давно известно: чтобы что-то изучать, нужно, прежде всего, научитьс€ это измер€ть. “очна€ наука (а физика такой €вл€етс€) начинаетс€ с точного измерени€". я полагаю, эти слова, как нельз€ лучше, выражают по­зицию авторов в построении курса "‘изика-7", что видно по включению в первую главу соответствующего материала, св€занного с измерением физич. величин, измерительными приборами, точностью измерений и далее, вплоть до содержани€ лабораторных работ.

            —.12, абзац 2. Ќеточность. —казано, что "действи€ над физич. величинами можно про­изводить только тогда, когда они одного рода (длину с длиной, массу с массой) и име­ют одинаковые наименовани€."?  Ќо 6 м + 30 см = б м 30 см !! ѕосле слов   ...массу с массой)" необходимо внести следующее исправление: "Ћегко это делать, когда они (величины) имеют и одинаковые наименовани€".

            —.13, абзац 1. «амечание. “ретье различие между физич. величинами и числами, св€­занное с отношением знака равенства в физич. формулах не только к численным значени€м, но и к наименовани€м, необходимо выделить.

            —.13, абзац 4. ƒополнение. ѕроверено, вышеупом€нутое третье различие между величи­нами и числами уч-с€ понимают так: ¬ обеих част€х равенства должны быть одинаковые наименовани€", что €вл€етс€ не­которым заблуждением. ѕоэтому данный абзац должен быть изложен примерно в такой редакции: "Ќапример, выражение   8 м / 2 с = 16 м / 4 мин  бессмысленно, хот€ числовые значени€ слева и спра­ва равны, а выражение 4 мин = 240 с  выражает очевидный смысл. ¬ывод: в обеих част€х равенства должны быть одинаковые наименовани€, либо отличатьс€ на прин€тую величину соотношени€ (табл. 1)."

            —.14, абзац 2. ќбраща€ внимание на главные выводы этого достаточно серьЄзного и слож­ного параграфа, следует заметить, что математическа€ база уч-с€ позвол€ет сделать су­щественное и важное замечание - дополнение к выводу 2:

            2. —равнивать, складывать и вычитать можно физические величины только одного рода. Ћегко и просто это делать, когда они ещЄ имеют и одинаковые наименовани€.

            “ем более что всЄ это уже потребуетс€ в упражн. є1, (2).

§ 5. »змерит. приборы. ÷ена делени€. »змерение площадей и объЄмов тел.

ѕЋјЌ  излагаемого ћј“≈–»јЋј.

            1. Ќазначение – дл€ проведени€ измерений.

            2. ÷ена делени€ – значение наименьшего делени€ шкалы.

            3. ѕогрешность измерени€ и цена делени€.

            4. »змер€ем площадь:

                  а) числом единичных квадратов;

                  б) с помощью формулы;

                  в) миллиметровкой.

            5. »змер€ем объЄм:

                  а) единичным кубиком;

                  б) с помощью формулы;

                  в) мензуркой.

ћ≈“ќƒ»„≈— »≈  «јћ≈„јЌ»я

             ажетс€, внешне простое по форме изложение данного материала достаточно сложно по внутренней сути, сложно дл€ понимани€. –ечь идЄт о точности измерений, о значении величин, полученных при косвенных измерени€х (с помощью формул). Ќеобходи­мо больше примеров на понимание точности измерений, точности записанного результата.

            —.15, абзац 2 (снизу) необходимо дополнение:

            "«апись 17,5 см означает, что измерение произведено с точностью до 0,5 см (воз­можно и до 0,1 см), а запись 17,3 см говорит о том, что точность измерени€ была 0,1 см = 1 мм".

            —.16, абзац 2. «десь и далее оп€ть-таки уместно попутно вести разговор о точности по­лученного результата. ƒл€ этого в качестве примера необходимо использовать насто€щие размеры насто€щего учебника ‘-7: 21 см на 14 см. “огда, внос€ в текст  мелкие  исправле­ни€ = 290 см2; = 21 см ·14 см = 294 см2 = 290 см2, очень важно последующее существен­ное дополнение:

            "ќбратите внимание, точность полученного результата не может превышать две цифры, т.к. именно с точностью до двух цифр записаны (найдены) длина и ширина. Ѕыло бы смеш­но думать (выдержива€ стиль авторов учебн. пособи€), что в результате каких-то матема­тических действий повышаетс€ точность результата, (ќна зависит от точности измерени€ вход€щих в формулу величин. ј точность измерений зависит, как вы пон€ли от точности инструмента и способов (методов) измерени€. » всЄ! (ѕодробнее об этом см. ѕриложение 3, стр.185-188.)"

            —.17. ’ороший по идее рис.11 необходимо пересмотреть, дополнив, во-первых, более важными и сложными случа€ми, во-вторых, сделав это аналогично табл.1, стр. 13-14.

            ќкончательный вариант дополнени€ может выгл€деть так:

1 дм2 = 10 см · 10 см = 100 см2 = 102 см2

1 см2 = 0,01 дм2 = 10-2 дм2

1 см2 = 10 мм · 10 мм = 100 мм2 = 102 мм2

1 мм2 = 0,01 см2 = 10-2 см2

1 м2 = 100 см · 100 см = 10 000 см2 = 104 см2

1 см2 = 0,0001 м2 = 10-4 см2

1 м2 = 1000 мм · 1000 мм = 1 000 000 мм2 = 106 мм2

1 мм2 = 0,000 001 м2 = 10-6 м2

            ќчень важно, что таким образом здесь мы ещЄ раз показываем и формируем, во-первых, алгоритм перехода от одних  единиц  к  др.,  во-вторых, ещЄ раз демонстрируем пошагово стандартную запись числа (через степень дес€тки), т.к. за один предыдущий показ (стр.14) устойчивый навык ещЄ не возник. ј убеждать в преимуществе действий с числами в стандартной записи нет необходимости, тем более что кругом как относительно очень маленькие числа (например, толщина листа книги, др. размеры малых тел), так и относительно большие (число молекул в теле).

            —.18, абзац со стр.17 необходимо дополнение - замечание, вли€ющее на понимание и уточ­нение роли основных, дольных и кратных единиц, на предпочтительность формы записи ре­зультата, на запись ответа в огромном количестве решаемых в дальнейшем задач.

            »так, указанный абзац с дополнением:

            "...V = 3 см · 2 см · 4 см = 24 см3, или 24 · 10-6 м3, но результат 24 см3 предпочтитель­нее, он нагл€днее, более представл€ем что ли, поэтому эту запись и предпочитаем в ответе".

             стати, некоторые из коллег-учителей до такой степени "заобучались" и "закнижились", что предлагают пользоватьс€ только единицами —» везде и повсюду, а др. не замечать и игнорировать?! Ќо реальности жизни не обойдЄшь. (¬ республике уже была попытка сообщать по радио в сводках погоды атмосф. давление в паскал€х, а не в мм рт. ст.; провалилась по пон€тным причинам. Ќе забыли?) Ќе надо крайностей. Ќи один ученик, говор€, скажем, о длине клетки в тетради (5 мм) или о чем-то подобном, не будет употребл€ть 0,005 м! ¬спомним, измерить, значит сравнить. —мешно и глупо сравнивать размер той же клетки в тетради с палкой длиной 1 м. ”ж точно не лучший вариант!

            Ёто также важно и потому, что  и   здесь, а в дальнейшем в §§ 14 и 21 оп€ть-таки продолжаем формировать единый подход, правила перевода от одних единиц измерени€ к другим. » это же понадо­битс€ в следующем за параграфом упр. є1, а как показывает практика, трудности, св€зан­ные с переводом единиц, преследуют уч-с€ вплоть до 11 класса.

            ¬ силу вышесказанного должно быть дополнение и в главных   выводах: "2. или 3. Ќельз€ получить результат вычислений точнее, чем исходные данные. ’очешь получить результат точнее, повышай точность измерений! " ј дл€ этого, действительно, как указываетс€ авторами, ищи методы и приборы, дающие минимальные погрешности.


Ќе нравитс€ ( - ) +1 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: физика 7, замечани€, дополнени€, наука о природе

ѕохожие новости
  • ’отелось бы получше... √л. 1. –авномерное движение. І6-9
  • ’отелось бы получше... √л. 1. —троение вещества. “епловое движение. І1-8
  • ’отелось бы получше... √л. 2. ќсновные пон€ти€ молекул€рной теории строени€ ...
  • ’отелось бы получше... √л. 3. ƒвижение и силы. І12-17
  • ’отелось бы получше... √л. 1. –авномерное движение. І1-5


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Kameryn :: ƒата 25.05.2011, 17:26 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Kameryn

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    That¬Тs not just logic. That¬Тs rlealy sensible.

     омментарий #2
    :: јвтор јвтор: Georgia :: ƒата 31.08.2012, 07:48 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Georgia

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    ј авторы учебника учитывают ваши замечани€?

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика