—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 7] : ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І10-12
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 3.05.2010, 02:24 | ѕросмотров ѕросмотров (6688) | ѕечать ѕечать

ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І10-12

ќ новом учебнике «‘изика – 7». §10-12
 
§10. ¬ес тела
 
          ¬о введении в тему авторы пишут: «¬ы уже знаете, что при взаимодействии тел на каждое из них со стороны другого действует сила». Ќо учащимс€ этого не сообщалось. јвторы сами забыли, что тему «¬заимодействие тел» они убрали из нового издани€! ј примеры с предыдущих параграфов не носили всеобщего характера. Ќичего не говорилось о взаимодействии и в теме «—ила» (§7).
          √овор€ о весе, непон€тно, как быть с силой атмосферного давлени€.  аким образом она сказываетс€ (не сказываетс€) при воздействии тела на опору. ѕо€сним. ¬ес – это сила, с которой тело действует на опору или раст€гивает нить подвеса. Ќа тело на опоре, в свою очередь действует сила атмосферного давлени€. ѕриводит ли это давление к увеличению воздействи€ тела на опору, а значит и веса?  азалось бы, нет: вес равен силе т€жести на горизонтальной неподвижной опоре. Ќо ведь атмосферное давление фактически существует, давит на поверхность тела… ѕриводит ли это давление к дополнительной деформации тела (опоры)? Ќа самом деле вот такие детские вопросы став€т в тупик даже опытного преподавател€.  азалось бы, этому стоило уделить внимание в виде пары-тройки строк в учебнике.
          » конечно, главный вывод об услови€х равенстве веса силе т€жести нельз€ считать правильным. —ледовало бы писать: 
          «¬ес неподвижного или движущегос€ равномерно и пр€молинейно тела на горизонтальной опоре(!) равен силе т€жести».
          ћожно только сожалеть, что из вопросов по данной теме исчез вопрос о видах сил. ѕриведу его в том виде, в каком € его задаю своим учащимс€:
          –ассматрива€ тело, поко€щеес€ на горизонтальной опоре, можно говорить о:
          а) силе т€жести;
          б) силе давлени€;
          в) силе упругости;
          г) весе тела;
          е) деформирующей силе;
          ж) прижимающей силе.
           акие из этих пон€тий тождественны, имеют одинаковый смысл?
          Ёто очень интересный и поучительный вопрос-тест на понимание ранее введенных пон€тий, св€занных с силой.
 
§11. ≈диница силы
 
          я уже, кажетс€, упоминал где-то как авторы (министерство образовани€) реагируют на замечани€ к издаваемым учебным пособи€м (учебникам). ¬место благодарности – с тобой готовы расправитьс€, а твой сайт закрыть раз и навсегда. ќднако, исправлени€ в учебник, тем не менее, сами внос€т.  ак-нибудь на досуге подсчитаю, сколько моих замечаний было учтено при переиздании. Ёто с одной стороны. 
           — другой стороны есть р€д действительно трудных дл€ понимани€ вопросов (в том числе школьной программы), особенно сложных в методологическом плане. »ные взгл€ды на эти вопросы нарушают сложившиес€ традиционные подходы при изложении того или иного вопроса, при введении того или иного пон€ти€, противоречат усто€вшимс€ стереотипам. », конечно же, авторы наших учебников идут хорошо проторенными дорожками, следу€ за российскими авторами, не утружда€ себ€ задуматьс€ над очевидной проблемой или из-за бо€зни быть непон€тыми теми, кто будет читать их учебники. Ёто несмотр€ на то, что наука стремительно развиваетс€, некоторые вещи действительно требуют пересмотра, переоценки в свете новых открытий и достижений.
          ¬от к примеру, вопрос измерени€ величины.
         ÷итата из вступлени€ к параграфу: «…измерить силу, это значит сравнить ее с другой силой, прин€той в качестве единицы измерени€ силы».
         «начение физической величины – число с единицей измерени€ (именованное число). ƒл€ того чтобы его сравнить (очевидно, с другим числом), его, по меньшей мере, надо иметь! «начение величины – продукт измерени€, до измерени€ его нет. ƒалее. —равнение чисел – операци€ умственна€. ј измерение фактически эмпирическое действие! “ак что, написанное по существо неверно, что и разъ€сн€лось авторам еще в далеком 1998г. после издани€ первого национального учебника по физике дл€ 7 кл.
         ≈ще одна цитата из рассматриваемого параграфа: «»сследовани€ италь€нского ученого √алилео √алиле€ показали, что с силой в 1 Ќ «емл€ прит€гивает тело массой 102 г, или 0,102 кг». Ќа самом деле √алилей это не показывал и не доказывал. »ное дело, что это следовало из его опытов… “акже надо подчеркнуть, что масса 102 г имеет приближенный характер, а не точный, как складываетс€ впечатлении при чтении текста учебника. “аким образом, из формулы дл€ силы т€жести, зна€ силу и соответствующее приближенное значение массы, находим приближенное значение коэффициента g:
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І10-12 
 
§12. »змерение силы. ƒинамометр
 
          ”стройство динамометра авторы подают как определение прибора. ƒинамометр – прибор дл€ измерени€ силы. ¬се! » вообще, надо €сно понимать, что пружина со стрелкой-указателем и шкалой представл€ют собой устройство одного из простейших динамометров. “.е. указател€ и шкалы может не быть, как впрочем, и пружины. Ќапример, электронные (цифровые) приборы с датчиками давлени€. Ќиже на фото представлены разные модели электронных динамометров, лишенных шкалы как таковой. 
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І10-12     динамометр
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І10-12 
       Ќа рис.72 показано фотографи€ лабораторного динамометра Ѕакушинского.
 
ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І10-12
 
       Ќо это какой-то неадекватный динамометр: его стрелка-указатель направлена вправо, в противоположную от делений сторону. Ёто не содействует уменьшению погрешности отсчета. ѕроизошло это наверн€ка случайно, но странно, что авторы, рецензенты, эксперты, ответственный редактор не заметили этот очевидный л€п. ≈ще более удивительно, что с подобным, но уже рисованным динамометром мы будем встречатьс€ на страницах данного учебника неоднократно, например, в §36.
       »нтересное авторское замечание по поводу использовани€ наших мышц в качестве динамометра не выдерживает критики по двум причинам:
       во-первых, зачем это надо, насколько часто; т.е. в этом нет никакой практической необходимости;
       во-вторых, известно, что мышечные ощущени€ недостаточны точны.
       » этим все сказано.

Ќе нравитс€ ( - ) +2 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: физика 7, »саченкова, Ћещинский, ошибки, замечани€, ошибки в рисунках

ѕохожие новости
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І27
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І13-15
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І7-9
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І36
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 7ї. І38


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: VANO-ONO :: ƒата 14.11.2010, 18:26 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    VANO-ONO

    «арегистрирован:
    20.09.2010

    Ќовостей: 0
     омментариев: 1
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail: VANO-A.I.I@MAIL.RU
    ј где решение упражнени€ є6 ?

     омментарий #2
    :: јвтор јвтор: Wiyan :: ƒата 19.09.2015, 20:34 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Wiyan

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    Alhrgit alright alright that's exactly what I needed!

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика