—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
  [ѕеречитаем] : ѕочему дети не хот€т учитьс€?
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 27.07.2012, 17:57 | ѕросмотров ѕросмотров (4445) | ѕечать ѕечать

ѕочему дети не хот€т учитьс€?

ѕедагоги и родители бурно обсуждают изменени€, происход€щие в средней школе (ред.- –оссии), новые образовательные стандарты. ¬ то же врем€ многие дети уже к концу первого класса не хот€т учитьс€ вовсе, не люб€т школу. ѕочему это происходит, обозревателю «»звестий» “ать€не ЅатенЄвой объ€снил заведующий кафедрой возрастной психологии ћ√”, профессор јндрей ѕодольский.

јндрей »льич, лет дес€ть назад педагоги говорили, что дети психологически «уход€т» из школы в п€том-шестом классе. —ейчас это начинаетс€ намного раньше. „то происходит?

ƒа, дети тер€ют интерес к учебе уже в первом-втором классе, а многие дошкольники за€вл€ют родител€м, что вообще не хот€т идти в школу. ѕо нашим исследовани€м в одной из областей –оссии, лишь 24% детей идут в первый класс с радостными ожидани€ми, остальные — с тревожными. » уже в но€бре число тех, кто ждет от школы хорошего, сокращаетс€ до 17%. » эта картина с каждым годом всЄ хуже.

Ѕо€тс€ дисциплины, строгой учительницы, которой накануне стращают родители?

ѕросто многие дети по-насто€щему учатс€ уже лет с 4-5 и знают, почем фунт лиха. ¬едь всЄ, что происходит в нашей школе всю ее историю, делаетс€ без понимани€ того, что ребенок живой. „то у него есть определенные потребности, которые мен€ютс€: потребности сегодн€шнего 6-7-летнего человека другие, чем у его сверстника конца ’’ века, а тем более начала. Ќо обща€ школьна€ идеологи€, как ни печально, в целом сохран€етс€ уже лет 100. » при всех модернизаци€х точкой отсчета остаетс€ нав€зываема€ со стороны экспертного сообщества программа, а не потребности самого ребенка.

Ќу а как по-другому? ¬едь ребенок — это «сосуд, который надо наполнить знани€ми».

Ќичего подобного!   сожалению, и родители, и учител€ уверены: в школу надо ходить, чтобы получать знани€. Ќо совершенно не задумываютс€ сами и не могут объ€снить ребенку, что с этими знани€ми можно сделать, дл€ чего они нужны? ѕричем нужны не вообще, а именно этому, конкретному ребенку, определенного возраста. ¬едь у каждого возраста — свои задачи развити€.

 акие же задачи развити€ сто€т перед первоклашкой? Ќаучитьс€ читать, писать и считать — разве нет?

“ак было еще лет 30 назад. ѕоэтому в начальной школе большинство детей училось с удовольствием, а психологический уход начиналс€ лишь в п€том-шестом классе. Ќо кто же сейчас приходит в школу, не уме€ читать? Ѕольшинство детей читают и пишут — хуже или лучше. ѕоэтому им хватает первого класса, чтобы примитивное заучивание надоело. «адача этого возраста — дать приемы взаимодействи€ с теми смыслами жизни, которые ребенок открыл дл€ себ€ в дошкольном возрасте, — смыслами профессиональной, общественной, семейной жизни. “еперь скажите, какое отношение к этому имеют предметы, которые ребенок изучает в начальных классах? ƒаем ли мы ему в школе средства дл€ решени€ задач развити€? ≈сть ли у него личностный интерес к учебе? ќтвет: нет.

ќбъ€сните на примере, что такое личностный интерес к учебе.

ќн возникает тогда, когда ребенок понимает, дл€ чего лично ему нужны эти знани€. ¬ середине 90-х мы провели небольшой эксперимент в средних классах одной из московских школ.  аждый школьный предмет сопровождалс€ вопросами: зачем это нужно, почему € должен учить это сейчас, почему это важно, как мне это пригодитс€ в дальнейшем? Ќапример, коллизии из того или иного художественного произведени€, изучаемого на уроках литературы, переносились в реальную жизнь — и оказывалось, что дети встречались в ней с такими проблемами. ј физические и химические темы «заземл€лись» на практические задачи создани€ новых материалов, использовани€ транспорта и т.д. ƒети сами с увлечением составл€ли задачки с реальными услови€ми. ѕотом их работы жестко критиковали, но они и это воспринимали с удовольствием. » как только школьные предметы начали преломл€тьс€ через их потребности, успеваемость подскочила в два раза. ѕотому что дети приходили на уроки мотивированные и подготовленные.

ј в чем заключаетс€ личностный интерес у первоклашки?

Ѕольшинство родителей уверены, что главное в учебе — получать хорошие оценки. ћаксимум, на что они готовы, — контроль за домашними задани€ми. Ќо готовность ребенка к школе — это наполовину готовность родителей. » заключаетс€ она в том, чтобы помочь ребенку увидеть смыслы этих знаний.

ƒавайте по€сним на примере. ¬от первоклашка научилс€ решать задачки про €блоки и конфеты. » ему стало скучно. „то мама должна ему сказать?

ћама должна сказать: «ѕомоги мне, пожалуйста, решить вот такой вопрос.   нам придут гости: четверо взрослых и трое детей. Ќужно купить фрукты и пирожные. —колько нужно €блок, мандаринов и пирожных, чтобы всем хватило?» √лавное — вт€нуть ребенка в ту психологически естественную среду, котора€ только и создает полноценную личность.

«начит, если он учитс€ читать, то надо ему говорить: бабушка плохо видит, помоги-ка ей прочитать вот эту статью?

ƒа, но не сводить всЄ к нарочитым простеньким задачам, он на обман не попадетс€. Ќужно создавать среду, в которой это действительно будет необходимо. —казать: «—лушай, сынок, мне очень некогда, а бабушке ужасно хочетс€ узнать — помоги ей!» » потом об€зательно обыграть эту ситуацию, рассказать при всех домашних, как он помог бабушке, выручил маму… “олько тогда смысл получени€ знаний начнет входить в его повседневную школьную де€тельность.

ѕолучаетс€, что за формирование смысла учебы должны отвечать родители? ј учител€ — только за передачу знаний из учебника?

 онечно, нет. ”читель должен научить ребенка учитьс€. ¬ любой учебной де€тельности есть два аспекта: один — усвоение предметного содержани€, а другой — усвоение способа действи€.  ак пон€ть, умеет ли он учитьс€ сам? ƒостаточно ответить на вопросы: умеет ли самосто€тельно добывать информацию? ¬ыстроить ее в зависимости от того, чего требует проблема, которую он решает? ”меет ли он себ€ контролировать и оценивать, ло€льно относитьс€ к оценке себ€ другими? “ут нет никаких тайн за семью печат€ми, и все это учитель об€зан донести до родителей.

Ќо ведь дети все разные: есть более способные, есть менее. Ќевозможно всех научить одинаково.

≈сть куча прогрессивных технологий, которые позвол€ют прекрасно готовить даже слабых детей. ¬ыдающийс€ советский психолог, наш учитель ѕетр яковлевич √альперин сформулировал пон€тие схемы ориентировочной основы действи€ — в ней всего 8 этапов. Ёто то, что человеку позвол€ет войти в любую проблемную ситуацию.  огда мы начали учить по этой формуле действи€ страшно педагогически запущенных детей, они усвоили алгоритм решени€ любой задачи очень быстро. ћы дали им задачки из вузовского учебника по физике. ќни ничего в этом не понимали, но тут же сообразили: скажите мне вот это, это и это, а € вам скажу, как это решить. ¬от чему надо учить детей, а школьные учител€ часто этого сами не умеют. Ќаши, к примеру, страшно горд€тс€, что учител€ в российских школах лучше иностранных знают высшую математику. Ќо хорошо научить детей математике не могут.

ѕоэтому наши подростки так отстают по PISA (международный тест, определ€ющий возможности национальной системы образовани€ по оценке знаний и умений 15-летних школьников в чтении, математике и естествознании)?

я бы не абсолютизировал результаты PISA. “о, что спрашиваетс€ в этих тестах, в нашей школе категорически не изучаетс€, а задачи непривычны дл€ наших детей. ќдин пример: на картинке изображен типично американский двухэтажный дом, р€дом стоит типично американский лимузин. ¬опрос: сколько таких машин уместитс€ около этого дома? Ќаши дети не могут решить эту задачу, из чего делаетс€ вывод: наши дети — дебилы. Ќо у нас таких домов и машин большинство детей никогда не видело.

¬ы мен€ утешили. Ќо это не отмен€ет массы претензий, которые у нас самих есть к школьному образованию.

ƒа, наше школьное образование далеко от идеала. » самое главное, что оно никак не св€зано ни с реальными потребност€ми детей, ни с жизнью. ќно умозрительно. ћы как-то собрали 100 отличников по математике, которые только что прекрасно сдали контрольную работу на встречное движение. » дали им элементарную задачку про два грузовика, выехавших навстречу друг другу из пунктов ј и ¬. ќни ее мгновенно решили. „ерез неделю дали им ту же задачку, но в ней один грузовик вез три тонны картошки, а второй — две тонны морковки. –ешила ее всего одна девочка. » когда сдавала листок, у нее дрожали руки, она расплакалась, повтор€€: «Ёто нечестно, нечестно!» 99 реб€т задачку с «зашумл€ющими» данными не решили. Ќо в жизни «чистых» задачек не бывает. Ќадо давать знани€ обобщенные, критичные, гибкие, которые помогали бы дет€м в дальнейшем решать жизненные задачи.

Ќаука психологи€ наконец это пон€ла?

Ёто давным-давно €сно, еще с 50-х годов прошлого века. ј мы по-прежнему учим детей так: вот тут — знани€, а тут — жизнь. Ќо если учить психологически грамотно, не понадобитс€ никаких новых образовательных стандартов. “ворческий потенциал у детей огромный, но мы делаем все, чтобы не дать ему развитьс€. ћы нав€зываем им замшелые, окостеневшие способы познани€ мира. » их творчество гибнет. Ќужно помочь ему — «посадить» знани€ на смыслы. » дать универсальные способы действи€, с помощью которых можно работать с любым материалом. ¬едь ребенок в школе начинает ма€тьс€ от того, что вынужден делать что-то бессмысленное.

»сточник сайт: inauka.ru   ј еще смотри здесь: http://www.faito.ru/archnews/1193389706,1202595526/


 лючевые слова  лючевые слова:

ѕохожие новости
  • Ўкола. “очки соприкосновени€
  • Ќужны ли школьникам домашние задани€?
  • √отов ли ваш ребенок к школе?
  • —нова Ђдвойкаї?
  •  ак организовать поездку класса за границу?


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Melanny :: ƒата 22.06.2013, 15:22 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Melanny

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    —огласен с автором

     омментарий #2
    :: јвтор јвтор: Andres :: ƒата 22.06.2013, 17:08 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Andres

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    ¬се пон€тно!

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика
    Copyright © 2004-2010 "Ўкольна€ физика". All Rights Reserved. ќбратна€ св€зь | Feedback |  арта сайта | Sitemap | —татистика | Statistics
    Designed by: 7-by © 2010. —лужбы мониторинга серверов