—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [–ешаем] :  итайска€ задача по физике
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 28.07.2012, 09:21 | ѕросмотров ѕросмотров (7552) | ѕечать ѕечать

 итайска€ задача по физике

√угл выдал мне две с половиной тыс€чи упоминаний этой задачи только в русском интернете. „то же это за задачка така€, вызвавша€ столь бурную реакцию? ÷итирую по shperk.ru/pedagog/o-zadachax-po-fizike-kitajskix-medvedyax-i-russkix-xolodilnikax.html

 итайска€ задача по физике («адачка предлагалась на экзамене по физике в средней китайской школе.

¬опрос: ћедведь упал в €му-ловушку глубиной 19.617 метров. ¬рем€ его падени€ составило 2 секунды.  акого цвета был медведь?

¬ыберите ответ:

ј. Ѕелый (пол€рный медведь)

B. Ѕурый

C. „Єрный

D. „Єрно-коричневый (малайский медведь)

E. —ерый (гризли)

–ешение.

»спользу€ классическую формулу S=gt2/2, вычисл€ем, что g (ускорение свободного падени€) = 9.8085 m/s2. ћногие подумают, что это ускорение из-за силы т€жести на полюсах. ќни ошибутс€, т.к. g на —еверном полюсе равно 9.832, чтоб больше значени€, которое мы получили. ƒаже на экваторе g уже равн€етс€ 9.780.

ѕосмотрев на таблицу значений, мы видим, что нужного ускорени€ можно достичь на 44° широты. “.к. в ёжном полушарии на данной параллели медведей нет, то место обитани€ нужных нам медвей находитс€ на 44° северной широты.

¬ задаче сказано, что медведь упал в €му-ловушку, а это означает, что €ма была достаточно больша€, чтобы вместить его. Ќа суше обитает не так много животных больше медвед€, значит данна€ ловушка была сделана специально дл€ медведей.

¬добавок, т.к. ловушка была на земле, мы можем быть уверены, что это сухопутный медведь, т.к. большинство особей сухопутных медведей имеют плохое зрение, поэтому хуже различают ловушки.

¬ таком случае только варианты B и C могут быть верными.

яму глубиной 19.617 метров можно легко вырыть только в м€гкой почве.

Ѕурые медведи обычно обитают на возвышенност€х и в горных лесах. ќни свирепые животные и риск охоты на них — велик. Ќо цен€тс€ они меньше, чем чЄрные медведи. “ак дл€ получени€ медвежьих лап и желчи используютс€ в основном чЄрные медведи.

“.к. ареал обитани€ этих двух видов не совпадает, то можем заключить, что правильный вариант C.

ѕрекрасна€ задача, не правда ли?

 ак блест€ще подогнаны знани€ геологии, географии, биологии под решение тривиальной, по сути задачи о падающем теле! я, признаюсь, восхитилс€ и с удовольствием перепостил ее в своей ленте. Ќо через пару минут мен€ начал грызть червь сомнени€ и заставил мен€…

ј если посмотреть назадачу немножечко с другой стороны?

ѕервое, что мен€ смутило, это потр€сающа€ точность до третьего знака в определении ускорени€ свободного падени€ и полное отстутствие точности в измерении времени.

 лассическа€ ошибка лабораторной работы из курса общей физики первого курса – точность определени€ времени дл€ расчетов €вно недостаточна дл€ выводов, которых требует подобна€ постановка задачи.

¬прочем, ладно, не будем придиратьс€ – предположим, что врем€ падени€ было 2 минуты 00 секунд.

Ќо теперь возникает вопрос – медведь – это далеко не “материальна€ точка”, дл€ которой только и можно выполн€ть столь точные расчеты. ј как же сопротивление воздуха? Ќеужели при расчетах с трем€ знаками за зап€той ими можно пренебречь? ќтнюдь, потери в этом случае могут достигать 6%(дл€ медвед€ массой 400 кг и соответствущими размерами, падающего с высоты 19.6 м. ƒл€ сравнени€: разница ускорений свободного падени€ на поверхности «емли не превышает примерно 0.06 м/с2, что соответствует примерно 0.6%), да и то, если €ма была достаточно широка€. ≈сли же медведь падал в колодец, то столб воздуха, сжимающийс€ под ним, подобно поршню в насосе, еще более активно задерживал его падение.

ќпс! ѕриехали.

Ќо это еще не все. ”яму глубиной 19.617 метров можно легко вырыть только в м€гкой почве”.

20 метров м€гкой почвы? ѕочва, как известно, это верхний плодородный слой замной поверхности. ≈е слой нигде не достигает 20-метровой глубины, максимум 2-3 метра!

ќшибочка вышла. Ќет никакого смысла говорить о том, что медведь свалилс€ в €му в равнинной местности. Ќекоторые, наоборот, считают, что есть все основани€ говорить о том, что дело было как раз в горах.

Ќу, и напоследок – о географии. ¬ыбор между черным и бурым медведем не поддаетс€ никакой логике. ѕочему черный? ѕотому что он ценнее.

ќткуда-то с потолка прит€нута информаци€ о том, что бурый медведь живет в горах, а черный – на равнине. ¬ то врем€, как все обстоит ровно наоборот! „ерный у нас именуетс€ гималайским именно потому, что он живет в горах! Ќу, а в наших сесерных лесах живут как раз бурые мишки.

“ак что чисто логически это должен быть бурый медведь. Ўирота соответствует ¬ене, если продлить по широте, то ей соответствует  итай, ћонголи€, часть Ўтатов и  анады, частично — “ибет. ¬ырыть €му-ловушку 19 метров в √имала€х сложно, значит черный медведь вр€д ли подходит, несмотр€ на то, что именно он выбран в качестве правильного ответа.

  чему все это?

ј к тому, что при составлении надпредметных задач нужно относитьс€ с особой тщательностью.

¬от, к примеру на конкурсе “«олотое –уно”, о котором € недавно писал, в задани€х 5-6 класса организаторами было признано 14% вопросов “некорректными”, то есть содержащими ошибки.

”вы, нужно понимать, что пресловутые задачки с бассейнами – безошибочный вариант дл€ составителей задачников – никто не будет жаловатьс€ на некорректную постановку. ј тут – гризли, не гризли…

 аков же правильный ответ?

ƒа нет, мен€ не очень интересует правильный ответ описанной задачи – когда задание составлено с такими допущени€ми, любой ответ может быть… правильным, если он аргументирован.

», € думаю, что задачу эту если и дают действительно в китайской школе, то дают не с тем, чтобы узнать какого цвета медведь попалс€ в €му-ловушку, а чтобы увидеть ход мыслей ученика, его рассуждени€.

¬от это и есть насто€щее образование. ¬прочем, как мне подсказывают коллеги, у нас тоже дают похожие задачки. » делают правильные выводы.

Ћиди€  обцева: я помню задачу, о которой нам рассказывал учитель физики. «адача, которую задали на экзамене по физике во врем€ вступительных экзаменов в институт выпускнице нашего физика. «адача была о том, что на кухне стоит включенный холодильник с открытой дверцей и нужно определить, на сколько понизитс€ температура воздуха через определенное врем€. ƒевочка, услышав условие задачи, искренне удивилась и сказала, что дверцу холодильника нельз€ держать открытой, холодильник выйдет из стро€. Ёто было дополнительное задание, и преподаватель поставил ей п€терку. ѕонимаете, за что?


Ќе нравитс€ ( - ) -11 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова:

ѕохожие новости
  • ».». ∆олнеревич, ».Ќ. ћедведь. ‘изика, 10
  • «адача о воздушном шаре
  •  онкурсна€ задача є2
  • –ешаем задачи ÷“ 2011 г. по физике
  • „етверта€ дес€тка задач Ц вопросовЕ


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Ќикита—трижак :: ƒата 22.04.2013, 20:04 :: ћесто жительства: Ѕарановичи :: ICQ: --
    Ќикита—трижак

    «арегистрирован:
    22.04.2013

    Ќовостей: 1
     омментариев: 2
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail: n-e-k-i-t.g-i-p-e-r@mail.ru
    wink да тут лучше задали бы вопрос, что этот медведь ел!!! lol

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика