—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [‘изика 11, јнимации] : Ўкольные основы специальной теории относительности
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 6.02.2012, 02:33 | ѕросмотров ѕросмотров (12102) | ѕечать ѕечать

Ўкольные основы специальной теории относительности

или  ак помочь выпускникам сформировать новое мировоззрение на пространство и врем€
 
Ѕыл этот мир глубокой тьмой окутан.
ƒа будет свет! » вот €вилс€ Ќьютон.
(Ёпиграмма XYIII в.)

Ќо сатана недолго ждал реванша.
                                                                            ѕришел Ёйнштейн - и стало все как раньше!
(Ёпиграмма XX в.)
 
—“ќ раздел открыл учебник ученик.
Ќеужели кто-то в суть уже проник?
(Ёпиграмма XXI в.)

—уть вещей пон€ть не смог ни Ёйнштейн, ни Ќьютон.
ƒо чего же этот мир запутан!
(Ёпиграмма XXII в.)
_____________________________________________
ћесто дл€ вашей эпиграммы...
    —ложно, недоступно, противоречиво, непон€тно, нелогично, набор утверждений без обоснований, ненагл€дно, с ошибками. “ак кратко можно охарактеризовать изложени€ материала в школьном учебнике физики  дл€ 11 кл.  (–аздел 4) по теме "ќсновы специальной теории относительности". (—м. ‘изика: учеб. пособие дл€ 11-го кл. ощеобразоват. учреждений с рус.€з. обуч./ ¬.¬.∆илко, Ћ.√.ћаркович. ─ ћн.: Ќар.асвета, 2009.)
      —удите сами, на весь раздел (4 параграфа!) только 3 рисунка. ѕрограмма не предусматривает ни демонстраций, ни компьютерных моделей по причине... (догадайтесь сами).
      Ќовые свойства пространства и времени остаютс€ нераскрытыми. ¬место объ€снени€ сложна€ дл€ понимани€ цитата ћинковского и еще более сложные дл€ понимани€ поэтические строчки ‘едора —ологуба. Ќе задаютс€ авторы новыми представлени€ми о пространстве и времени и в контрольных вопросах к параграфу. » это правильно: зачем спрашивать о том, о чем не было речи!
      ѕример логики изложени€:
      ÷итата: "«ачем изучать специальную теорию относительности? ƒл€ этого существует целый р€д причин. 
...¬о-вторых, ни один сигнал или частица не могут иметь скорость, превышающую скорость света в вакууме". “акова логика, такова одна из причин, дл€ изучени€ основ —“ќ!
     ƒл€ учащихс€ так и остаетс€ непон€тным: справедлив принцип относительности √алиле€ в электродинамике, т.е. в отношении электромагнитных и оптических €влений, или нет.
      ѕротиворечи€ между классическим законом сложени€ скоростей √алиле€ и данными экспериментов по измерению скорости света остаютс€ нераскрытыми.
ѕреобразовани€ √алиле€
 
 
ѕочему преобразовани€ √алиле€ нельз€ примен€ть дл€ света
      »сторическую ценность опыта ћайкельсона-ћорли авторы вид€т в том, что он €вилс€ основой дл€ создани€ —“ќ. Ќа самом деле способствовал признанию теории. 
     ¬ издании на белорусском €зыке при переводе вообще возник удивительнейший казус: по тексту оказываетс€, что движение «емли относительно эфира в знаменитом опыте ћайкельсона-ћорли было все-таки обнаружено! „итаем на стр. 116 учебного пособи€:
    "ƒл€ вырашэнн€ "праблемы эфiру" амерыканскi фiзiк јльберт ћайкельсон прапанаваỹ схему эксперыменту, €кi дазволiỹ (!) з дапамогай iнтэрферэнцыi вы€вiць рух «€млi адносна эфiру". ¬от так легко и просто переворачиваютс€ научные истины!
     ƒальше больше. ќписыва€ относительность одновременности (без единого рисунка!), используетс€ термин "событие", который не по€сн€етс€. Ўкольнику кажетс€, что "событие" и "€вление" одно и то же, хот€ на самом деле это не так. ѕри описании процедуры синхронизации часов авторы ошибочно утверждают, что в точке A2 необходимо выставить на часах врем€ t =  l  (t1+t2)/(2с), где t1 - момент времени посылки светового сигнала из точки A1 (по показани€м часов в A1), t2 - момент времени возврата светового сигнала в точку A1 (по часам в ј1),  l - рассто€ние между пунктами A1 и A2. Ќа самом деле часы в A1 и A2 будут идти синхронно, если t = (t1+t2)/2.
    »ли чего стоит такое утверждение: "„асы синхронизированы между собой, это значит идут с одинаковой скоростью". Ќа самом деле, часы синхронизированы - это значит, что в данный момент времени их показани€ одинаковы.
    ќп€ть же непон€тно, процедура синхронизаци€ часов нужна была дл€ того, чтобы только убедитьс€ в относительности одновременности? ј как быть с промежутками времени? ƒл€ их измерени€ используютс€ часы синхронизированные или нет?
    –ассуждени€ по поводу измерени€ промежутков времени велись дл€ одной инерциальной системы отсчета. ј какие часы используютс€ при рассмотрении событий, промежутков времени и рассто€ний с точки зрени€ разных систем отсчета? “о есть при рассмотрении рел€тивистского эффекта замедлени€ времени часы предварительно были синхронизированы или нет?
      ак понимать одновременность пространственно удаленных событий в —“ќ?
    ѕри рассмотрении рел€тивистского замедлени€ времени непон€тно с промежутками времени: то говоритс€ о времени дл€ поко€щегос€ наблюдател€, то о времени по неподвижным часам, то о времени по часам наблюдател€, который находитс€ в покое, то о времени по часам, которые двигаютс€ равномерно, или вообще используетс€ врем€ без по€снени€.
    ќчередна€ цитата из белорусского учебника ‘-11 кл.: "»змерить длину стержн€ означает показать одновременно координаты его начала и конца". „то это за операци€ измерени€ рассто€ний: с точки зрени€ постулатов теории относительности или с точки зрени€ ...ч.зн. кого, не говор€ уже о том как ее осуществить непосредственно.
     »нтересно, а как лоренцевское сокращение длины отразитс€ на объеме тела и его плотности?
    ≈сли посмотреть на таблицу 7 учебника, то суд€ по ней вместо лоренцевского сокращени€ длины и замедлени€ ("раст€жени€") промежутков времени имеем жилковско-морковичское удлинение масштабов и ускорение бега времени. „удеса да и только!
     Ѕоже, как все это пон€ть, как со всем этим разобратьс€ школьнику при одной неокрепшей голове?
     √осударственна€ программа по физике требует рассмотрени€ пон€ти€ "преобразовани€ Ћоренца", а они вообще даже и не упоминаютс€ в новом учебнике.
     ќтдельный статьи заслуживает изложение в учебнике "«акона взаимосв€зи массы и энергии".

Ќе нравитс€ ( - ) +29 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: преобразовани€, √алилей, анимаци€, —“ќ

ѕохожие новости
  •  россворд "ќсновы специальной теории относительности"
  • ќбща€ теори€ относительности без исчислени€:  раткое введение в геометрию т ...
  •  ривизна пространства-времени
  • ѕесочные часы: следим за временем
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 6ї. ѕредисловие


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Kiran :: ƒата 25.02.2012, 03:38 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Kiran

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    Ётот пост помог мне, как молитва

     омментарий #2
    :: јвтор јвтор: Minerva :: ƒата 20.07.2016, 15:41 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Minerva

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    I have mastered some original items from your web locate concerning private computers. A different thing I have for eternity unspoken is that computer systems have grow to be a product that apiece residence essential have used for a lot of reasons. They supply you with weallsitu-ted conduct in which to arrange the home, pay bills, turn shopping, report, refrain in to music and in several gear inspect small screen series. An innovative modus operandi to all-embracing mainly of these tasks is a computer. These desktops are portable ones, minor, robust and convenient.

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика