—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
 
                                   
 
  [ќб учебниках » ‘изика 6] : ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 6ї. І7
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 5.01.2012, 01:03 | ѕросмотров ѕросмотров (7760) | ѕечать ѕечать

ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 6ї. І7

‘изика: учеб. пособие дл€ 6-го кл. общеобр. учреждений / Ћ.ј.»саченкова, ».Ё.—лесарь. − ћн.: нар. асвета, 2010. − 120 с.: илл.
 
физика 6
 
§ 7. »змерительные приборы. ÷ена делени€. “очность измерений
«десь ты узнаешь:
Ќижн€€ граница измерени€: то ли есть, то ли нет?
ѕравда ли, что любым шкальным прибором измерить можно лишь с точностью, не превышающей цену делени€ шкалы?
—колько шкал у транспортира?
 

»з текста параграфа ученику (и учителю тоже) сложно пон€ть, у каких приборов есть нижн€€ граница измерений, у каких ее нет. —огласно определению, нижн€€ граница − это минимальное значение шкалы(!) (не цены делени€) прибора. ѕри этом важно подчеркнуть, что ноль  обычно не может считатьс€ нижней границей измерени€. Ёто справедливо, так как ноль − это по сути ничего, т.е. ноль означает отсутствие значений величины как таковых, отсутствие показаний. Ёто справедливо дл€ линейки, мензурки, часов, секундомера. ќднако, не всегда. ≈сли вз€ть термометр, у которого имеетс€ шкала от 0 о— и выше (см. рис.), то 0 здесь €вл€етс€ именно нижней границей шкалы прибора, так как пон€тно, что значение шкалы  0 о— означает одно из реально существующих, действительно возможных значений температуры, при которой, например, тает снег или замерзает вода. “акие вот метаморфозы...

ѕровод€ измерени€ приборами с разной ценой делени€, убеждаемс€, что чем меньше цена делени€ шкалы, тем более точно можно провести измерение. ќднако утверждать безосновательно, что "любым прибором измерить физическую величину можно с точностью, не превышающей цену делени€ шкалы" (цитата из учеб. пособи€ ‘изика - 6, 2010 г. - ¬.Ў.) будет неверно! ¬ чем здесь дело?

”чащиес€ 6-го класса подвод€тс€ к использованию простейшего метода оценки погрешности пр€мого измерени€ − метода цены делени€. ѕравда, вместо пон€тие "погрешность" используетс€ выражение "с точностью до...".

¬ каких случа€х можно использовать метод цены делени€? Ћюбым ли прибором можно измерить физическую величину с точностью, не превышающей цену делени€ шкалы? Ќет, не любым! ¬ школьных лаборатори€х обычно используютс€ не очень точные приборы. ѕо этой причине при повторных измерени€х часто получаютс€ одни и те же результаты. Ќапример, мерной лентой 3 раза измер€ют длину крышки стола. ¬о всех трех измерени€х получают значение l = 120 см. ¬ таких услови€х во-первых, значение измер€емой величины определ€ют как среднее арифметическое всех ее значений, полученных при измерени€х (оно совпадает с результатами всех трех измерений): хизм = <x> = (х123)/3. ¬ нашем случае хизм = l =120 см.

¬о-вторых, погрешность (точность) измерени€ можно оценивать с помощью цены делени€ шкалы прибора.

¬-третьих, точность численно равна цене делени€ только в следующих трех случа€х:

1) когда стрелка прибора колеблетс€ около какого-либо делени€ или между двум€ соседними делени€ми; 2) когда стрелка остановилась между делени€ми шкалы и отсчет с нее округл€ют до ближайшего делени€; 3) когда стрелка прибора движетс€ скачками.

¬о всех остальных случа€х погрешность (в нашем случае точность) принимают равной половине цены делени€!

ѕример 1. ƒерев€нной линейкой с миллиметровыми делени€ми (цена делени€ = 1 мм/дел.) измер€лась длина бруска.  аждый раз один конец бруска совмещалс€ с нулевой отметкой на линейке. ƒругой конец бруска при этом оказывалс€ между 41 и 42 делени€ми, но ближе к 42 делению линейки. ƒлину бруска прин€ли равной l = 42 мм, т.е. результат измерени€ округлили до целого делени€. ¬ этом случае (см. выше случай 2) точность измерени€ принимают равной одной цене делени€: Δl = 1 мм.

ѕример 2. Ћинейкой с ценой делени€ = 1 мм/дел. измер€лась высота цилиндра.  онец цилиндра вс€кий раз оказывалс€ посередине между 39 и 40 делени€ми линейки. «начение измеренной высоты прин€ли равным h = 39,5 мм. ѕоскольку отсчет округл€лс€ до половины делени€ шкалы, точность измерени€ равна 0,5 мм, т.е. половине цены делени€ (смотри выше все остальные случаи).

ѕример  3. ћензуркой (цена делени€ = 5 мл/дел. (рис.40, мензурка 1) измер€ли объем налитой в нее воды. ѕоверхность жидкости установилась на отметке между 35 и 40 делени€ми ближе к 35 делению. «начение измеренного объема воды прин€то равным 35 мл. “очность измерени€ здесь (см. выше пример 1) равна цене делени€ шкалы, т.е. 5 мл.     

ѕример 4. ћензуркой с ценой делени€ = 1 мл/дел. (рис.40, мензурка 2, или аналогичный случай рис.41а), мензурка учебник "‘изика-6") измер€лс€ объем жидкости. ѕоверхность жидкости совпала с отметкой, соответствующей объему V = 37 мл. ¬ этом случае точность равна половине цены делени€, т.е. (1/2 ) мл = 0,5 мл, но никак не 1 мл, как ошибочно указано в учебном пособии! (ƒл€ мензурки на рис.41а) с ценой делени€ = 2 мл/дел. точность соответственно равна (2/2 ) мл = 1 мл.)

¬-четвертых, мы говорили о точности (погрешности) пр€мого измерени€ физической величины, простейшем способе ее оценки - методе цены делени€. ѕросьба не путать погрешность величины с погрешностью осчета, котора€ учащимс€ в этом классе фактически неизвестна. ’от€ пон€ть о какой точности пишут авторы в тексте учебника фактически пон€ть невозможно. ’от€ следовало бы именно начать с оценки точности по методу цены делени€, что мы и сделали и только потом, в следующих классах, говорить более подробно о погрешности отсчета и других видах погрешности.

¬-п€тых, из практического опыта знаю, что рассмотренное выше не очень знают и понимают не только авторы учебника, но и, что и говорить, учител€ физики. Ёто особенно видно при проверке тетрадей и лабораторных работ учащихс€. ¬ свою очередь, правильный грамотный подход к вопросу точности других учителей способен вызвать ненужные проблемы с учениками и их родител€ми. ј казалось бы две строчки из школьного учебника физики...

ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 6ї. І7

“ранспортиры, как известно, используютс€ дл€ измерени€ величины угла. ѕрибор, хорошо знакомый с детства, в том числе и родител€м наших учеников. ¬споминаю, что там была одна шкала и в некоторых случа€х учащиес€ путались с направлением отсчета угла и результат измерени€ оказывалс€ неверным. —овременные транспортиры лишены этого недостатка и имеют обычно 2 шкалы, на которых делени€ нанесены в обратных направлени€х. ‘актически на нашем транспортире (см.рис.) шкала одна, цена делени€ одна. ƒополнительна€ обратна€ оцифровка шкалы произведена, как мы понимаем, дл€ удобства использовани€ прибора. ’от€ вполне возможно допустить существование моделей транспортира с двум€ разными шкалами. »нтересно, что по этому поводу думают учител€ математики, которые используют транспортир гораздо чаще? —колько же шкал у транспортира? –ассужда€ физически с позиций конструктора прибора длинные линии-штрихи на приборе нанесены дл€ более удобного отсчета углов (дл€ визировани€ направлени€). ј как думаете вы?


Ќе нравитс€ ( - ) +3 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: физика 6, »саченкова, Ћещинский, ≈горова, транспортир, измерение, шкала

ѕохожие новости
  • ‘изика 6. Ћабораторна€ работа є1. ќпределение цены делени€ шкалы и пределов ...
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 6ї. І9
  • ‘изика 6. Ћабораторна€ работа є9. »змерение плотности вещества
  • ‘изика 6. Ћабораторна€ работа є2. »змерение длин
  • ќ новом учебнике Ђ‘изика Ц 6ї. І5


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: Kayden :: ƒата 19.01.2012, 23:46 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Kayden

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    Smack-dab what I was looinkg for-ty!

     омментарий #2
    :: јвтор јвтор: Alexey :: ƒата 15.10.2013, 13:35 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Alexey

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    Whoa, whoa, get out the way with that good iniofmatron.

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика