—крыть/ѕоказать меню
ќб учебниках –ешаем ѕоиграем? —мотри... »спользуй на уроке! јнимации по физике ‘изика - малышам! Ёксперимент Ёто интересно! јстрономи€ ≈сть иде€! ќбразование вне политики ≈сть вопросы? ѕеречитаем... –епетитор јнекдот в тему ‘изическа€ библиотека
 
 
  [»спользуй на уроке!] : ѕлан-схема наблюдени€ и анализа урока
| јвтор јвтор: admin | ƒата ƒата: 20.04.2010, 00:37 | ѕросмотров ѕросмотров (46603) | ѕечать ѕечать

ѕлан-схема наблюдени€ и анализа урока

ѕедконтроль (самоконтроль) за учебно-воспитательным процессом и план-схема наблюдени€ урока.

          –еформа общеобразовательной и профессиональной школы требует повышени€ качества учебно-воспитательного процесса. ¬ыполнение этой задачи в значительной степени зависит от правильно организованного педагогического контрол€, мониторинга.
          ќсуществл€€ контроль, руководители школы изучают состо€ние учебной и воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развити€ и воспитанности учащихс€, индивидуальные педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом.
          ќднако контроль за учебно-воспитательной работой сводитс€ подчас к посещению отдельных уроков без глубокого анализа преподавани€, вне св€зи с выполнением учебной программы, с качеством знаний учащихс€. ѕровер€ютс€ в основном организационные стороны уроков, а не их содержание. —истема работы отдельных преподавателей не изучаетс€. ћало работают руководители школ над изучением передового опыта: фактически он не вы€вл€етс€ при обычном посещении уроков. —овершенно недостаточно анализируютс€ процесс обучени€ с точки зрени€ его воспитывающего воздействи€.
          ¬месте с тем, никакой контроль, только фиксирующий недочЄты, не может помочь преподавател€м добитьс€ нужных результатов. ѕедагогический контроль, использу€ свои специфические методы, должен стать одним из важных средств повышени€ квалификации педагогов, совершенствовани€ их специальных знаний и педагогического мастерства – в этом суть научной организации труда.
          Ќе меньшее значение имеет своевременное обобщение и распространение передового опыта, лучших образцов работы. »зуча€ методы преподавани€ отдельных педагогов, обнаружив ростки нового, оригинального, руководитель принимает все необходимые меры к использованию в практике работы всего коллектива достижений мастеров педагогического дела.
          јдминистраци€ школы, изуча€ работу учителей, определ€ет специфику их работы, сильные или слабые стороны в их де€тельности и продумывает методы совершенствовани€ педагогического труда, общие дл€ всего коллектива или определЄнной группы учителей или индивидуальные дл€ данного учител€ с учЄтом его подготовки, стил€ работы и особенностей характера.
          ƒл€ изучени€ уровн€ подготовки учителей, их мастерства, а также анализа их де€тельности и прин€ти€ нужных мер выдел€ют три этапа контрол€:
          а) предварительный;  
          б) текущий контроль (непосредственное наблюдение за ходом урока или уроков); 
          в) итоговый контроль.
          ѕроверка уровн€ знаний и навыков учащихс€ и педагогического мастерства в основном происходит во врем€ посещени€ уроков. ‘актически от качества урока зависит в основном успешность всего процесса обучени€. Ќа уроке, как в фокусе, концентрируетс€ вс€ де€тельность педагога, его научна€ подготовка, педагогические навыки, методические умени€, способность организовать самосто€тельную мыслительную работу всех учащихс€.
          –еальной ценностью урока €вл€етс€ его результат: степень усвоени€ материала учащимис€.  аким бы внешне эффектными приЄмами не пользовалс€ педагог, но если учащиес€ не усвоили тему, урок положительным признать нельз€. Ќа уроке ученик должен не только пон€ть, но и усвоить намеченный объЄм знаний, выработать нужные навыки и умени€. ƒома знани€ расшир€ютс€, углубл€ютс€, закрепл€ютс€, но приобретаетс€ в основном на уроке. ѕоложительным урок можно признать только в том случае, если нар€ду с образовательными задачами решались и воспитательные: вырабатывалось с учЄтом возможностей урока научное материалистическое мировоззрение, чувство патриотизма, товарищества, трудолюбие, аккуратность, добросовестность.
          Ќе менее важным качеством урока €вл€етс€ его св€зь с современностью, задачами нашего государства, интересами современного общества и запросами человека, его мысл€ми, чувствами и потребност€ми.
          Ёто основные требовани€ к уроку. ќпыт показывает, что наиболее целесообразно в ходе наблюдени€ за уроком обратить внимание на моменты (см. собственно план-приложение):
          1. ќ–√јЌ»«ј÷»ќЌЌјя —“ќ–ќЌј ”–ќ ј;
          2. ћ≈“ќƒ»„≈— јя —“ќ–ќЌј ”–ќ ј;
          3. —ќƒ≈–∆јЌ»≈ ”„≈ЅЌќ√ќ ћј“≈–»јЋј » ”—¬ќ≈Ќ»≈ ≈√ќ ”„јў»ћ»—я;
          4. ¬ќ—ѕ»“џ¬јёўјя –ќЋ№ ”–ќ ј;
          5. Ќќ¬ј“ќ–—“¬ќ. ќ–»√»ЌјЋ№Ќџ≈ ѕ–»®ћџ » ћ≈“ќƒџ (новые технологии);
          6. ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»я ѕ–≈ѕќƒј¬ј“≈Ћя Ќј ”–ќ ≈.
          “аким образом, наблюдение за уроком носит всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы, наблюдение лишь первый этап контрол€, второй – разбор урока всесторонний его анализ, определение рекомендаций по совершенствованию работы учител€.
          Ќельз€ урок анализировать абстрактно, исход€ из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. ѕрежде всего, не следует искать на каждом уроке применени€ всех без исключени€ средств и методов работы. “ребовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все «элементы» - значит, схематизировать учебный процесс, упрощать его. Ќедопустимо нав€зывать учителю свои «методы», свою точку зрени€, подавл€ть творчество учител€, его поиски.  ритерий один – результативность урока, качество знаний и умений учащихс€.
          јнализиру€ уроки, нужно учитывать следующие конкретные обсто€тельства:
          а) особенности темы: могут быть уроки, где нет надобности примен€ть нагл€дные пособи€ или технические средства, вызывать учащихс€(!), работать с книгой и т.д.
          б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств обучени€, нагл€дных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков и т.д. јнализиру€ урок, важно обратить внимание, всЄ ли использовал учитель дл€ доступного раскрыти€ материала и вместе с тем предъ€вл€ть реальные требовани€;
          в) состав данного класса, уровень развити€ и способностей учащихс€. »звестно, что нередко мнение об уроке составл€етс€ на основе ответов учащихс€, контрольных работ, подготовки класса;
          г) индивидуальность учител€, его стаж работы, уровень подготовки, особенности характера, состо€ние здоровь€, прежние результаты работы.
          “ехника бесед по результатам урока неоднократно освещалась в печати. Ќаиболее рациональна следующа€ схема:
          а) сам педагог рассказывает о своЄм уроке, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
          б) руководитель раскрывает положительные стороны урока;
          в) анализ отрицательных моментов;
          г) вырабатываютс€ предложени€ дл€ ликвидации недостатков;
          д) в конце разбора педагогу вновь предоставл€етс€ слово дл€ выражени€ своего мнени€, проводитс€ творческий диспут и беседа.
          »зучение и анализ работы учител€ – лишь первый этап в борьбе за совершенствование учебно-воспитательного процесса. Ќеобходимо организовать помощь по ликвидации отмеченных недостатков.
          —реди форм работы администрации с учител€ми по исправлению недостатков выделим одну: индивидуальна€ помощь отдельным учител€м, в работе которых обнаружены те или иные серьЄзные недостатки. Ёто наиболее трудный, но самый эффективный способ помощи. ƒиректор или завуч, проанализировав работу учител€, определ€ет наиболее у€звимые участки его работы: слабую научную подготовку, неумение пользоватьс€ современными методами преподавани€, несобранность, нечЄткость и т.д., вносит необходимые предложени€ и составл€ет конкретный план работы с этим учителем: провер€ет его тематические планы, помогает подготовить урок или воспитательное меропри€тие, организует взаимопосещение уроков и т.д.
          ‘ормы и методы педагогического контрол€ за учебно-воспитательным процессом – важное средство совершенствовани€ знаний учащихс€, повышение педагогического мастерства учителей. ѕредлагаема€ план-схема наблюдени€ и анализа урока, построенна€ на основе соблюдени€ основных дидактических принципов, – важный шаг на этом пути.
 
          —качать план-схему наблюдени€ урока:
¬нимание! ” вас нет прав дл€ просмотра скрытого текста. ¬ам необходимо зарегистрироватьс€!

Ќе нравитс€ ( - ) +43 Ќравитс€ ( + )
 лючевые слова  лючевые слова: план-схема, схема, урок, анализ, учителю

ѕохожие новости
  • ѕодписка на материалы по астрономии
  • –абоча€ программа по физике (–осси€)
  • Ўкольный словарь
  • ѕодготовка к ≈√Ё и √»ј
  • ѕодписка на материалы по физике


  •  омментарий #1
    :: јвтор јвтор: “ать€на :: ƒата 9.11.2010, 13:06 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    “ать€на

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    —качать план-схему наблюдени€ урока

     омментарий #2
    :: јвтор јвтор: admin :: ƒата 9.11.2010, 18:11 :: ћесто жительства: Minsk :: ICQ: 331699723
    admin

    «арегистрирован:
    11.03.2010

    Ќовостей: 633
     омментариев: 523
    «вание: заслуженный пользователь
    --------------------
    E-mail: artur.7by@gmail.com
    “ать€на, чтобы скачать план-схему необходимо зарегистрироватьс€. Ётой займет всего 3 минуты, но у вас по€в€тс€ дополнительные возможности на сайте


    ------------------

     омментарий #3
    :: јвтор јвтор: Ќатали€ :: ƒата 25.11.2010, 15:23 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Ќатали€

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    «ачем про 3 мин обманываете, сами же пишите, что регистраци€ возможна только через 10 минут

     омментарий #4
    :: јвтор јвтор: admin :: ƒата 25.11.2010, 21:01 :: ћесто жительства: Minsk :: ICQ: 331699723
    admin

    «арегистрирован:
    11.03.2010

    Ќовостей: 633
     омментариев: 523
    «вание: заслуженный пользователь
    --------------------
    E-mail: artur.7by@gmail.com
    Ќатали€, что значит регистраци€ возможна через 10 минут? ƒл€ того, чтобы зарегистрироватьс€ не надо ждать ни 10, ни 5 минут. ѕросто нажимаете на кнопочку зарегистрироватьс€ и все


    ------------------

     омментарий #5
    :: јвтор јвтор: Florida :: ƒата 29.08.2012, 09:35 :: ћесто жительства: -- :: ICQ: --
    Florida

    «арегистрирован:
    --

    Ќовостей: 0
     омментариев: 0
    «вание: гость
    --------------------
    E-mail:
    ƒействительно универсально и удобно

    ƒобавление комментари€

    ¬аше им€:

    ¬аш E-Mail:


    ¬ключите эту картинку дл€ отображени€ кода безопасности
    ќбновить, если не виден код


    ¬ведите результат сложени€:


      Ўкольна€ физика
    Copyright © 2004-2010 "Ўкольна€ физика". All Rights Reserved. ќбратна€ св€зь | Feedback |  арта сайта | Sitemap | —татистика | Statistics
    Designed by: 7-by © 2010. —лужбы мониторинга серверов